Digital October

Fuckup Nights Moscow Лекции Fuckup Nights Moscow

Приглашаем вас для обсуждения наиболее ярких провалов и историй неудач

Sketchfest EXPO 2016 Выставка Sketchfest EXPO 2016

первая выставка скетчеров, мастер-классы и новогодний арт-маркет!

Know More: Как открыть свой бар, кафе, ресторан и сделать его успешным? Интенсив Know More: Как открыть свой бар, кафе, ресторан и сделать его успешным?

интенсив от Даниила Гольдмана

Мастер-класс Андрея Скворцова. Пришел, увидел, понял

28 марта 2012

28 марта в Digital October провел мастер-класс один из основателей современной российской школы инфографики, глава и совладелец компании «Меркатор» Андрей Скворцов. По его словам, в России сейчас бум инфографики – она сверхпопулярна, ее очень много. Однако количество все никак не может перейти в качество, и как следствие на рынке очень часто можно встретить откровенно плохой продукт. За два часа Скворцов показал аудитории, как делать ужасную инфографику и как делать гениальную инфографику. 

АНДРЕЙ СКВОРЦОВ: Добрый вечер. Перед тем, как мы начнем работу, я бы хотел, чтобы вы поняли две вещи про меня. Во-первых, я не дизайнер и я даже не умею рисовать. Я директор компании и я продавец дизайна. Поэтому на все что мы делаем, я смотрю немного со стороны, я пытаюсь посмотреть глазами клиента. Для меня нет продукта хорошего или плохого. Для меня есть продукт, который хорошо или плохо работает, решая задачу клиента. Я хочу, чтобы вы вместе со мной на все, что я сегодня буду показывать, смотрели немного со стороны, как бы работает или нет. Второе. Я человек довольно скептический, можно сказать даже циничный. Мне почему-то кажется, я даже уверен, что большинство из вас тоже скептически и цинично настроены.

Конечно, мы любим театр, мы любим поэзию, но когда дело доходит до принятия серьезных решений нам бы хотелось посмотреть на цифры, на факты. При этом желательно, чтобы все было понятно и легкодоступно.

Инфографика - штука популярная. В последнее время она на буме находится, но, помня о том, что мы люди скептические и помня о том, что изначально инфографика была придумана как инструмент пробивания стальных лбов циников, мне бы хотелось рассказать вам об исконной, изначальной роли инфографики – инфографики убеждающей пробивающей циничные мозги. В самом начале расскажу вам 3 примера использования инфографики, как она реально работает в решении всяких сложных проблем.

Первая история вот какая. У нас работает девушка в «Меркаторе» уже 5 лет. Девушку зовут Маша, она приехала к нам из Перми. Она очень профессиональная, в Перми она работала в одном из лучших рекламных агентств, но с девушками, которые приезжают из Перми в Москву через 2-3 года происходят метаморфозы, они становятся москвичками. Соответственно, они больше хотят денег.

Я получил, где-то 2 года назад, от Маши письмо, в котором не было текста. Текст там был, но он был в виде картинки. Одна, всего лишь, картинка в формате jpg. Маша нарисовала, что она пришла на работу в 2007 году, на этапе стажировки сделала 3 проекта, на следующий год 7 проектов, на следующий год 13, 20. Тут она отдельно расписала, что 9 проектов она работала над сценарием, 3 проекта она провела как интервью. Интервью это у нас не просто поболтать с клиентом, это серьезный data mining процесс. Внизу деньги, как пульс у мертвеца. Это не совсем так, здесь были подергивания периодически в виде премий и бонусов. Она также нарисовала рост потребительской корзины за это время. Я убрал цифры, чтоб никого не смущать. На самом деле рост потребительской корзины не в 6 раз, как нарисовано на графике, рост процентов на 30, приемлемо. Я на это посмотрел и понял, что возразить-то нечего. Главным образом с этим – видно, что рост потребительской корзины, видно, что Маша – профессионал.

Она стала работать больше, это не значит, что она по ночам в офисе сидит, просто, она стала делать быстрее проекты. Кроме того, меня подкупило, что Маша сэкономила мне время. Не было разговоров «подними зарплату». Вот, я понял, что она также с клиентами общается. Вот все цифры. Результат – Маша работает у нас до сих пор, зарплату я ей поднял. Когда я спросил у нее разрешения, Маш, можно я это покажу, она сказала: «Давай я тебе новую нарисую».

Другой пример. Эта картинка тоже про «Меркатор». Это один из наших отделов. Это иллюстрация взаимоотношений людей в коллективе. Мне ее нарисовали консультанты, с которыми мы работаем. Вон, они машут ручкой. Эта картинка показывает взаимоотношения людей. Чем дальше они на этой схеме, тем хуже у них отношения. Далеко – враги, близко – друзья. Как они эти данные получали? Мы проводили опрос, взаимный. Что-то типа 3600. Каждый друг друга оценивает по компетенции, при этом даже не так важно, что оценивалось. Потом они статистически посчитали завышение и занижение оценок между каждым. Если мы с вами друзья, я вам завышу оценку, вы – мне, мы друзья. Если мы с вами на ножах – наоборот, относительно среднего я занижу. Что мы тут видим? 2 клана – Монтекки и Капулетти. Один, его никто не любит, - это фрилансеры и один соблюдает нейтралитет, который со всеми более-менее нормально общается.

Схема эта не рабочая. Я подозревал, что в этом коллективе есть какие-то проблемы, но когда я увидел наглядно, я понял суть проблемы. Я понял, кто где, кто с кем, что происходит. При этом красные здесь – это главари. Красный цвет по исследованию означал люди, которые мешают другим, на почту не отвечают, с ними трудно взаимодействовать, а синие – с ними легко.

Я скажу вам, что мы сделали. Пришлось с этим человеком расстаться, этот через время сам ушел, а остальные этот и этот подтянулись, и стал нормально работающий коллектив. Вот уже полгода он у нас нормально работает. Фрилансер как был, так и работает, остался там далеко.

Еще один пример сложной задачи – увидел и понял. Поднимите руки, кто видел эту картинку? Это тест на профессиональных инфограферов. Да, это Лондон, ваш любимый район, Оксфорд-стрит, Риджин-стрит, но это Лондон XIX века, 1856 год. Каждая точка показывает смерть от холеры. Английский врач и художник Джон Сноу, нанося эти точечки на карту, определил источник холеры. Им крестиками показаны колонки с водой. Он определил, таким образом, колонку, которая стала источником холеры. Это произошло 150 лет назад. Использовался метод инфографики.

Я вам показал эти три примера вначале. Это как три океана визуализации информации. Один – это графики и диаграммы, второй – это графы, третий – географический и картографический анализ. Про каждый из них можно говорить очень долго. Сегодня делать я буду не это. Я хочу рассказать вам про то, что же лежит в основе любой хорошей инфографики. Долго не буду вас томить.

Всего 4 базовых принципа: содержательность, смысл, легкость восприятия (дизайн) и аллегоричность. Эти принципы, не я их изобрел, они существуют в природе, это объективная реальность. Я вам расскажу сегодня, как мы столкнулись с этими принципами, как мы их увидели. Это произошло довольно трагически. В 2008 году мы начали проект «Россия в цифрах» для канала «Россия 24». Может быть, вы видели на канале «Россия 24» идут ролики инфографические по 50 секунд.

Начинался этот проект очень тяжело. Начать с того, что в 2008 году телеканал «Россия 24» не продлил с нами контракт. Был кризис, мы делали довольно простую графику: курс доллара, цена на нефть. Денег нет, мы свободны. Мы компания частная, аутсорсинговая, просто не подписывают договор, мы уходим. Это, конечно, неприятно. Вы может понять, но на прощание главный редактор канала Дмитрий Медников забросил на такую идейку: «Если вы придумаете что-нибудь про статистику, покажите, пришлите мне по почте».

Мы решили, что мы это будем делать. Месяц мы делали сами, каждый день мы делали инфографический ролик на злобу дня. Месяц это показывать невозможно было никому, через месяц мы стали слать ему эти ролики. Он отвечал в лучшем случае раз в неделю одной строчкой. Мы делали так месяц, потом еще месяц, потом еще, потом на 3 недели ответы прекратились вообще. Мы были готовы сдаться. Ладно, не получилось и не получилось. На третью неделю пришел ответ: «Ребята, то, что вы делали последние 3 недели, мне понравилось».

Мы заключили договор, сейчас он у нас движется, и скоро мы будет отмечать 1000-й ролик. В эти 4 месяца, пока мы развивали этот проект, мы совершили все ошибки, которые может совершить инфографер. Я сегодня хочу, чтобы мы с вами прожили еще раз эти 4 месяца, мы с вами еще раз совершим эти 4 ошибки и заново откроем эти 4 принципа. У меня есть картинки из этого проекта, я вам буду показывать потом подробнее.

Да, прежде чем мы двинемся дальше, я хочу вам напомнить, что инфографика делится на инфографику высокого разрешения (то, что рисуется на бумаге или экране компьютера) и низкого разрешения (телевидение или презентация Power Point). Понятно, что в высоком разрешении есть возможность использовать всякие мелкие детали, шрифты. Чтобы было совсем понятно, я покажу пример из журнала, который мне нравится. Это питерский журнал «Инфографика», я его ни разу не видел, правда, даже в руках не держал физически, но я в интернете постоянно слежу за тем, что они делают.

Это наш с вами бюджет – бюджет РФ (примерно 10 трлн руб.). Доходы, расходы. Вы видите, как много деталей, как много подписей. Если главное выделять, то доходов у нас – НДС основной доход, таможенный доход, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Прибыль – маленький такой червячок. Вся прибыль уехала на Каймановы острова, очевидно, отдыхать. Расходы – основное это национальная экономика, национальная оборона и социальная политика. Это принципиальный подход. Картинка высокого разрешения.

Картинка легко, за 5 секунд превратится в картинку низкого разрешения. Вы поняли. Из слов понятно, в чем разница. Это не хорошо и не плохо. Это не значит, что это хуже, это лучше или наоборот. Это два принципиально разных подхода. Сегодня я буду, в основном говорить про это, хотя, немного поговорим и про высокое разрешение.

Итак, содержательность, смысл, легкость восприятия, аллегоричность.

Содержательность. Сделали мы первую работу, одну из первых, выглядела она примерно так: «Мы будем делать на злобу дня, что-нибудь про 12 апреля, что-нибудь напишем про праздник». Скучно невообразимо. Мы поняли, что без количественной информации, без цифр смотреть здесь абсолютно не на что. Если вы думаете, что мы одни делали такие ошибки, я вам покажу пример. Это инфографика или новости, правда, 2 года назад. Они с тех пор достаточно выросли, такого не делают, но я сохранил картинку себе на память. Это иллюстрация, здесь нет никакой количественной информации, фактически это текст, это статья и иллюстрация.

Про принцип содержательности мне сказать больше нечего. Мы просто запомнили и выбили у себя в скрижалях, что инфографика без количественной информации это вообще отстой и не инфографика вовсе.

Теперь смысл. Со смыслом немного труднее. Ок, пусть будут цифры. Вот одну работу мы с вами будем делать. Экспорт зерна из России – 13 млн тонн. Дизайнер нарисовал мешок, зерна, комбайн. Ну и что, в чем кайф? Мы стали думать. Должна быть какая-то история, а какая история про зерно? Нашли, что Россия – один из крупнейших экспортеров зерна, а раньше Советский союз был одним из крупнейших импортеров зерна. Отлично придумали, классная история, сейчас мы ее сделаем. Посмотрите ролик, который у нас получился в результате. Импорт и экспорт зерна по годам. СССР - 15 % мирового импорта, а затем экспорт, Россия. Что произошло? Дизайнер, почему-то нарисовал две разные картинки и всю нашу историю слил. Я с ним разговаривал, как же так? У нас же история. Он говорит: «А че, мне же прислали две таблички, одну и вторую – я нарисовал». А почему они такие разные? – Чтоб было интереснее. Скучно же смотреть на одно и то же. Хорошо, одна будет такая, а другая такая. Он не забыл здесь нарисовать кучу зерна сверху, здесь колоски, чтоб ни у кого не осталось сомнения про что это, но история-то утекла. Это очень важный вывод.

Смысл, который вы закладываете в инфографику легко потерять, особенно на этапе рисования. У нас сейчас, это очень важное условие, редактор и дизайнер постоянно работают вместе. Они сидят в одной комнате, они общаются, и чем плотнее и теснее они общаются, тем меньше шансов, что случится что-то плохое, хотя все равно случается. До сего дня не на этом проекте, на других. Поэтому, запомните, пожалуйста, редактор – тот, кто понимает смысл, должен очень тесно работать с дизайнером.

Я представлял себе, что должно получиться как-то так: импорт и экспорт зерна, до 90-х годов СССР импортирует и в 90-е годы, несмотря на все проблемы, пошел экспорт. Это вопрос смысла. Хочу вам показать еще одну картинку, она иллюстрация того, что смысл не обязательно именно в цифрах, это может быть просто количество информации. Это может быть научное сотрудничество между странами. По ссылкам, по совместным статьям смысл здесь есть не для всех. Я не знаю, если вам понятно, то это Япония, Китай, Индия, Западная Европа, Америка… Смысл здесь есть для России. Почему? Потому что Россия, примерно как Атлантический океан по части научного сотрудничества, к сожалению. Есть отдельные подергивания, Москва, Петербург, сибирские города (Новосибирск, Красноярск), но в целом, если вам стало грустно от этой картинки, сейчас я вам покажу, где целое пятно смещается из Европы, смещается на европейскую часть России. Это транзакции по картам Сбербанка.

Смысл может быть и без дизайна вовсе. Смысл может быть, вообще не про дизайн. Я одно время преподавал в бизнес-школе МГУ и у меня было задание для студентов. Покажите мне, как вы в информации находите смысл. Одна девушка сделала великолепную работу. Она мне разрешила ее использовать, но, к сожалению, потерялась ее фамилия. Сейчас я в камеру скажу, девушка, если вы меня увидите, услышите – напишите мне, я буду говорить, кто автор этой чудесной работы.

Она сделала вот что. Она принесла мне таблицу. Это результаты Евгения Плющенко на разных соревнованиях по годам. Теперь смотрите, что происходит. Она нарисовала, как могла – карандашиком. Первое место внизу, второе – вверху. Вот, что творится. У Плющенко 7-е место, 1-е, 2-е… Его колбасит, но тенденция – туда, к олимпийской медали. Я считаю это обалденной работой. Представьте себе, я - менеджер спортсменов, я вижу перед глазами 200 таких картинок. Они перед глазами у меня летают. Я вдруг вижу одну, например, 1999 год. Здесь она у меня обрывается. Этот клин сужается, человек приближается к хорошей медали. Быстро увидел и понял. Нарисовано от руки, никаких технологий, никаких навыков дизайна и эта штука, в принципе, уже будет работать.

Я к чему, инфографика, вообще, не про дизайн и про художество. Это про понимание смысла цифр. Иными словами, психологи любят это слово, инфографика – это гештальт. Вы знаете слово гештальт? Если вдруг кто-то не знает, гештальт – это когда из кучи мелких смыслов ты обретаешь большой смысл. Успели ли вы заметить, в какой момент появился смысл, когда это произошло? Были цифры и, вдруг, щелк, и стало интересно разглядывать.

Давайте посмотрим еще раз, но на другом примере. Прогноз расходов России в 2012 году. 12 трлн руб. Есть смысл – нет, не интересно. Что нужно сделать, чтобы он появился? Сравнить, конечно. Давайте сравним сначала с той же Россией 10 лет назад. Бах! Рост в 7 раз с 2002 по 2013 год. Чуть-чуть стало любопытнее. Еще можно сравнить. Нужно с кем-то таким сравнить, чтоб мы поняли много это или мало. Как мы деньги тратим, вообще в мировом масштабе? Мы сравним с Германией, почему с ней вы сейчас поймете. Потому, что мы тратим больше чем Германия. Это уже интересно, это цепляет глаз циничной и скептической аудитории. Это уже как вы видите некий гештальт. Дальше мы можем развивать эту историю Мы можем на душу населения посмотреть, кто-то говорил об этом. Вот, пожалуйста, отставали в 10 раз, сейчас только в 2 раза. Можно сравнить наши доходы с расходами, откуда дефицит бюджета. Как у нас дефицит бюджета. А как это, много, мало? У нас был профицитный бюджет до 2009 года, в 2010-м стал дефицитный, сейчас, вроде как, дефицитный, но могло быть все хуже. Конечно, с Америкой нужно сравнить. У них 42% от объема доходов дефицит. У нас пока 8%, но, правда, у нас рубли пока не продаются так чудесно, как их доллары. Поэтому, может быть, 8% это не так то и легко.

Вы правильно назвали. Это принципиальная вещь. Смысл инфографический появляется в чем? В сравнении. Вся инфографика это, именно, сравнение и есть. Боле того, я вам скажу, что сравнение это единственное, что в жизни есть интересного потому, что любая драматургия – это сравнение, любой конфликт, так или иначе, это сравнение и интерес, в конечном счете. Правда, это так и есть. Не будем углубляться в эту тему, но это очень важно. Сравнивать нужно с чем-то серьезным.

Вот, например, Сбербанк, уже упоминавшийся. Кто против Сбербанка выйдет? Мы делали годовой отчет. Опа, Сбербанк будем сравнивать с 100 банков, следующих за ним в рейтинге. Тогда возникает вот это чудо. Надо же в Сбербанке вкладов больше, чем в 100 следующих банков. Сразу возникает интерес. Если у нас есть содержательность, если у нас есть смысл, то с этим уже можно работать, выходить на аудиторию, выходить к инвестору, что-то такое показывать уже. Понятно, что это всего лишь набросок.

Если мы хотим сделать профессиональную работу необходимо сделать дизайн. Дизайн, мы уже говорили с вами, - это легкость восприятия. Первая проблема, когда мы думаем о дизайне, это выбор диаграмм. Почему это важно, иллюстрирует эта картинка. Это сравнение рейтингов кандидатов на выборах президента США, где в блин объединены рейтинги 60%, 70% и 63%. Видите, на беглый взгляд видно, что целое состоит из 60, 70 и 63%. Это в Америке – главная страна по инфографике, где Эдвард Тафти живет. На самом деле с диаграммами нужно работать осторожно.

Есть книжка по счастью. Кто читал эту книжку? Читайте. «Говорим на языке диаграмм» - это азбука, это, просто, нужно абсолютно всем, чтобы не совершать простых ошибок. Я чуть-чуть вам расскажу, что там происходит. Например, есть такое правило, что сравнивать сектора круговых диаграмм очень сложно и неудобно. Здесь 61%, здесь 75% – разницу увидеть невозможно. Для сравнения долей лучше подходят столбики. Видите? Все понятно, все видно. Если я уже показал вам эту картинку, это реальный кадр из реального годового отчета, хоть я и не дизайнер, но одну ремарочку я вам скажу. Видите, здесь легенда изображена. Цветные шарики, цветные кружочки. Легенда утяжеляет инфографику, почти в 2 раза. Без легенды почти всегда можно обойтись. Я не дизайнер, но я сейчас за одну секунду избавлюсь от легенды. Сейчас. Чпок! Достаточно, просто, сделать подписи рядом. Видите, принцип близости, подпись – сектор.

Другой пример, когда у нас есть сравнение эффективности разных компаний или подразделений. Вот, у меня есть абстрактная компания, которую я сравниваю. Запад, вроде растет, север – снижаются, а юг и запад – не поймешь. Для сравнения рейтингов лучше подходят графики. Смотрите, восток – офигенная динамика, у юга, что было неочевидно на предыдущей картинке, - спад, запад – как-то так, ни то, ни се, болтается.

Коль теперь мы заговорили о диаграммах, я вам покажу одну картинку. Способ построения диаграмм – это лазейка в инфографике, как бы сказать помягче, для чудаков. Посмотрите, пожалуйста, на эту картинку. Топ-10 стран для отдыха югорчан - это Ханты-Мансийский округ. Вы можете делать вот так, разглядывать. Я вам скажу, что требуется порядка 5-7 секунд, чтобы обнаружить, где здесь первое место – Турция. Я вам помогу. Второе место – вот, третье я уже не помню, буду искать вместе с вами – Греция.

Хорошо ли это, плохо? Мы на все смотрим со стороны. Это инфографика средств массовой информации, печатной в первую очередь. Я к ним никакого отношения не имею, но я немного в этот огород залезу и немножечко гадостей про них наговорю. Давайте посмотрим еще на одну картинку. Кукуруза, это тоже из печатного журнала. Она красивая эта картинка. Вопрос возникает, где тут смысл? Красота есть, смысла нет. Это тот самый случай, когда дизайнер поработал хорошо. Здесь, например мы обнаружим, что листик кукурузы – это график, в здесь листик кукурузы – это тоже график. Это цены на кукурузу, причем, где 0 непонятно, и сама кукуруза – тоже разделена.

Хорошо это или плохо? Может мне кто-то скажет из главных редакторов, журналистов, что это хорошо. Разворот привлекает внимание, читателям нравится, все это хорошо. Здорово, но я бы поспорил. Почему? Инфографику всю можно разделить на 3 класса: объяснения, презентация информации, иллюстрации.

Презентация – это то, чем мы занимаемся сегодня, объяснялки – это всякое в разрезе. Ролик, это мы делали. Ролик – в разрезе Саяно-Шушенская ГЭС. Печатные СМИ очень хорошо умеют это делать. Та же «Инфографика» - они нарисовали Дантовский ад в разрезе и McDonald’s у них есть в разрезе. Кстати, не все умеют это делать. Это один из сайтов. «Грузовик пробил ограждение моста и повис на нем. Как рассказали очевидцы аварии, грузовик держится на мосту, буквально, на 4 колесах, смотри схему». Здесь можно было добавить для читателей конкурс, кто нашел грузовик на этой схеме, держи приз. Догадаться легко, конечно, мы сами делали и более страшные вещи, но тем не менее. Среди объяснялок тоже есть свои чудеса. С объяснялками более-менее ясно, их не трогаем сегодня, с презентацией информации тоже ясно – трогаем.

Некоторая инфографика становится иллюстрацией. Как часто и как много мне будет интересно смотреть на такие картинки. Хорошо, кукуруза меня порадовала, но если на этом строится номер, если это из раза в раз получается, эта вещь тоже такая, подозрительная. Вот картинка из того же журнала «Инфографика». Это тоже про туризм, популярные туристические маршруты. Это Турция в 2009 году столько ездили, в 2010-м – столько. Это Китай – примерно поровну. Это Египет – много ездили, мало. И тут какие-то другие страны. Смысл потерян, я смысла в этой картинке не вижу. Вам проще было бы в таблице разобраться, но в блоге есть рассказа про то, как это делали. Кубики не нарисованы, они склеены из бумаги, вырезаны, покрашены, развешены, сфотографированы на фоне, обработаны, это арт-проект.

Я не знаю, как вам, но мне в последний раз было интересно разглядывать цветные кубики 35 лет назад, с тех пор меньше. Я считаю, что это вещь опасная для СМИ. Увлечение иллюстративностью в ущерб смыслу. Если хочется что-то классное нарисовать, рисуйте объяснялки. Был такой журнал «Все ясно», он на заправках продавался. По-моему его «Секрет фирмы» делал. Журнал закрылся. Мне кажется, поэтому. Было большое увлечение. Я купил пару раз. Кубики, какие-то штучки, циферки простенькие и я перестал его покупать, и со мной, очевидно, его перестали покупать и другие. Журнал повыходил, повыходил и кончился.

Теперь, чтобы вас отвлечь от грустных мыслей я хочу вам представить сайт thisisindexed.com. Он публикует каждый день всякие забавные диаграммки без особого смысла. Там есть смысл, о там мало количества информации. Давайте посмотрим с вами вместе. Горе от ума – параболическая зависимость. Мало ума – много горя, но много ума – тоже ничего хорошего. Если вы делаете все как все, но при этом немного не как все, то вы «горячая тема». Вот айфон, да. Он был когда-то. Вроде как все, телефон, но и не как все.

Шутки шутками, но это очень полезная штука, в том числе и для старт-апов. У меня друг старт-ап открывал. Он одновременно математик и психолог. На стыке двух наук у него уникальная компетенция, и вы можете что-то подобное нарисовать, и будет понятно, кто вы, что вы, чем вы сильны.

Желание прийти на встречу выпускников и успех после окончания института – прямая зависимость, даже круче, чем прямая. Это другая ситуация, зависимость вашего рейтинга в офисе от рейтинга в институте. Это жуткая, не политкорректная картинка (белизна – доверие) волосы, зубы, кожа. Длина юбок у официантки и чаевые – здесь все понятно. Что от чего зависит не очень ясно, но все понятно. Продажа алкоголя и наблюдение НЛО – то же самое. Корреляция – это не зависимость, но связь точно есть. Количество поваров на кухне и качество еды. На самом деле, мне это очень нравится, и иногда это даже полезно.

Теперь вернемся к Машиной картинке, посмотрим, что она здесь нарисовала. Нет ли у меня шансов отбиться от такого наглого письма? Итак, представим себе, что мы совмещаем эти два графика. Получала мало, работы стало больше, надо платить больше. Мы совместим эти два графика. А теперь я сделаю вот что. Я всего-навсего увеличу вертикальный масштаб оси денег. Я эту палочку подниму наверх. Теперь Маша, извини, пожалуйста, только сейчас ты начинаешь оправдывать наш ожидания. Ты прости, но мы тебе столько платим, ты прости, но что такое 7 проектов в год, 1 в 2 месяца, 13 – 1 в месяц и еще 13-й затесался. Вот теперь молодец, продолжаем работать. Где, правда? Неочевидный на самом деле ответ.

Этим чудесным примером мы открываем новую страницу лекции под названием «Манипуляции». Я познакомлю вас с некоторыми наиболее распространенными, хотя их больше. Например, условная гипотетическая ситуация. Две фирмы: левая фирма и правая фирма, их продажи за 2 года. Какая фирма лучше? Правая или левая? А если так я напишу цифры? Какая-то ясность появилась? Одинаковые, правда? Чем отличаются два эти графика? Только тем, что один начинается от 750, а другой – честно от 0. Манипуляция называется «место ноля», используется невероятно часто. Годовой отчет электро-сетевой компании. Протяженность сети – рост.

Может быть, опять же, давайте посмотрим на это со стороны, может быть это очень важно и может быть этот рост на 200 км это что-то очень серьезное. Давайте тогда расскажем, что рост за 3 года, прирост сетей, что там ни сперли, не вырезали эти провода, а наоборот построили новые. Еще более забавно это выглядит, когда рядом с этим графиком стоит другой – вот такой, чистая прибыль - рост на 54%. Вот они рядом стоят в годовом отчете и либо то не правильно, либо это.

Манипуляция с местом нуля. Будьте внимательны. Эдвард Тафте, я думал смогу ли я провести семинар ни разу о нем, ни упомянув – не вышло. Эдвард Тафте – великий гуру инфографики. Он старый, на мастер-классе он говорил: «Я раньше учил людей, как делать инфографику, а сейчас учу людей, как видеть манипуляции, как не попадаться на инфографические уловки».

Другой пример, опять же продажи компании за 3 года. Это уже первая компания. В 2006 году резкий рост. Мы с вами говорим, что в 2006 году пришел новый директор, и … Все понятно. Директор пришел – результат есть. Бах! В 2 раза рост, но если мы изменим интервал усреднения и посмотрим не по годам, а по месяцам, то нам придется уточнить, в каком месяце пришел директор. Выяснится, что он пришел в ноябре, а в январе была большая рекламная компания еще со старым директором и картина принципиально меняется. Эту штуку любят использовать финансовые компании, паевые фонды… Вот, сейчас наши доходы за три года с кризиса сотни процентов, а если взять доходы за 5 лет, то там и минусы, запросто, у многих есть. Поэтому с этим тоже нужно быть аккуратнее, когда вы это используете и когда вы на это смотрите. Манипуляция называется «игры с усреднением»

Наконец, бывают такие забавные вещи. Добыча газа «Газпрома» – уверенный рост от 548 млрд мк 550, здесь 556 затесалось, здесь 551-557. Я знаю, это грех. Уж мне-то грех смеяться, мы на телевидении работаем. Прибежали, быстрее-быстрее, аниматору подсунули. До эфира 30 секунд, он взял шаблон, написал, в эфир выдали. Это я не придумал, взял с форума, а профессионалы теперь над этим, конечно, насмехаются. Аккуратнее нужно быть, что здесь поделать.

Итак, мы с вами посмотрели на манипуляции: место нуля, осреднение, масштаб и ошибки.

Теперь вернемся к легкости восприятия. Поскольку мы занимаемся больше видео, я хочу вам одну интересную вещь рассказать. Это и для видео, вообще, подходит, а для видеоинфографики, без нее, просто, видеоинфографики не существует. Сейчас я вам покажу один ролик, вы сами поймете многое. Вот, посмотрите. Это тоже одна из работ первых.

То, что вам было тяжело на это смотреть, это не значит, что вы устали или, что вечер трудного дня, это действительно хренотень, потому, что вас заставили подряд просмотреть огромное количество диаграмм. Вам на каждой нужно было прочитать заголовок, вникнуть, что там нарисовано, понять, запомнить, потом следующий, потом следующий. Так делать нельзя! Ни один человек смотреть этого не будет ни по телику, ни в интернете. Кнопочку нажал и пошел на ТНТ смотреть сериальчик.

А что делать? Динамика автомобильного рынка России, вот он рост. Кто нам мешает на эту картинку нанести теперь разделение на отечественные и иномарки? И мы это делаем. Зрителю даже не нужно смотреть на заголовок, понятно сразу, что происходит. Потом, дальше, мы – дизайнеры, нам проще, трехмерщики. Мы эту картинку развернем и вот, возьмем и поделим иномарки на бренды, как-то так. Это очень важный принцип, но опять же его не я открыл еще Эйзенштейн, писал в книжке в каких-то 30-х годах. Внутрикадровый монтаж, управление вниманием зрителя, чтобы всегда было понятно, куда человек смотрит, чтобы не заставлять его переключаться. У него даже цитата такая есть «На санскрите красивый (прекрасный) означат легкий для разглядывания». Я санскрита не знаю, но ссылаюсь на Эйзенштейна, вроде это так.

Наша задача, при создании видеоинфографики, делать так, чтобы внимание зрителя легко перетекало с картинки на картинку, со слайдика на слайдик, как можно дольше тянуть, не разрывать эту связь. Это зверски важно.

Есть масса всяких мелочей по управлению вниманием. Например, если у нас есть картинка, цены на жилье, рост в 6 раз, но этого не видно. Есть отличный инструмент – называется синяя стрела. Это нормально, совершенно не стыдно написать то, к чему ты хочешь привлечь внимание написать большими буквами. Это и в презентациях Power Point можно делать. Если эта презентация без вас работает, если это ролик, если это журнал. В журнале можно надеяться, что человек сам посидит полчаса и увидит главное, но для видео это закон.

Заголовки в видеоинфографике. У нас правило есть – не длиннее 5 слов, размерность вертикальной оси мы пишем наверху, так тоже быстрее считывается. Никаких легенд, они вообще запрещены для видеороликов. Все это целый набор приемов под названием «управление вниманием», который в свою очередь входит в блок легкости восприятия.

Смотрите, что у нас получается. Смысл есть, содержательность есть, легкость восприятия есть – все это вместе в сумме дает нам инфографику. Хорошую, строгую, скупую инфографику для людей со скептическим складом ума, для циников, убеждающая, которую увидят и поймут. В принципе, можно на этом можно и закруглиться и сказать, что да, мы задачу выполнили. Есть одно «но», если мы хотим собрать внимание аудитории, которая не очень расположена инфографику смотреть, если мы СМИ и нам нужно загрести аудиторию, если мы интернет и хотим просмотры, мы должны добавить туда эмоции, мы должны добавить что-то такое, из-за чего их будут смотреть.

Эмоции в инфографике возникают в тот момент, когда мы используем аллегории. Сейчас я вам расскажу одну историю, и вам будет понятно, что это такое. Американский сенатор Ньютон Гингрич, он был сенатором в 90-е годы, сейчас он один из кандидатов в президенты США, такой ярый республиканец. Так вот, Ньютон Гингрич вышел на пресс-конференцию однажды со стулом. Я постараюсь повторить его подвиг. У стула были подпилены ножки. Одна была нормальная, в полный рост, одна была на 3/4, одна на половину, четвертой не было вообще. Он сказал: «Ребята, журналисты, господа, администрация президента Клинтона (а он был инициатором импичмента Клинтону), похожа на колченогий стул. Его внимание к военным вопросам и расходам максимально, к вопросам бизнеса меньше, к вопросам семьи и семейных ценностей еще меньше, а к вопросам морали и нравственности (вспомним Монику Левински) - вообще ноль. Стул колченогий стоять не может, администрация Клинтона также неустойчива, импичмент ему». Он этим стал известен, про это написали все газеты, даже газета «Известия». Откуда я это узнал – прочитал. Ньютон Гингрич использовал прием аллегории. Представьте себе, если бы он на каждую ножку стула повесил бы еще цифру. Не просто абстрактно, или сказал бы что-то для нас. Появилась бы содержательность и смысл. Этот стул бы тогда стал инфографикой, и было бы намного сильней. Скептики над ним посмеялись и сказали: «Да ну тебя, с твоим стулом». И импичмент не объявили.

Для нас этот пример очень важен, потому что это пример использования аллегории. Сейчас я вам покажу, как он работает. Во-первых, пресса, некоторая пресса использует это шокирующим образом. Например, такая инфографика. Почему нет? Мимо не пройдешь. Чтобы вам долго не разглядывать и не расстраиваться, 75% респондентов считает, что длинна и ширина важна. Это все обусловлено психологией. Аллегории привлекают наше внимание. Карл Ховланд в Йельском университете изучал процесс убеждения и вывел, что процесс убеждения состроит из нескольких этапов. Первым и важнейшим, из которых является внимание аудитории, во-вторых, понимание. Так вот, аллегория в инфографике отвечает за первые 2 пункта. Стул привлек внимание, вы поняли, у него разное внимание к разным областям. Поняли задачу – поняли.

Примеров несколько покажу. 1937 год, книжка «Американская инфографика» - очень простая, если коротко перевести, упрощенно. Грузоперевозки в США: автомобильные, железнодорожные, авиаперевозок тогда еще не было. Все больше и больше автомобильных перевозок, автомобильных перевозок, поезд под откос. Автомобили – в гору, поезд – под откос. Простая штучка, простая аллегория, сразу добавляет и внимание к картинке, и понимание ее. Помните вот эту картинку – бюджет из журнала «Инфографика» петербургского. Хорошая картинка. Вот Алтай вот так нарисовал. Тоже бюджет Алтайского края. Мясорубка, значит, деньги туда засыпаются и фарш. Расходы бюджетные идут. Немножко менее понятно стало, но смысл до конца не пропал, зато, внимания такая попса привлекает больше. Запомните эту разницу между аллегорией и иллюстрацией, которая бессмысленна и которая абы какая. Аллегоричность это хорошо, смысл ты не теряешь, тебе интересно разглядывать и это хорошо.

Эта диаграмма называется sankey, когда линии толстые втекают друг в друга, растекаются на разные sankey-диаграммы. Это хорошая штука, и здесь она отлично работает. Вспомним наш проект «Россия 24», покажу вам, как мы в телике это используем. Аккуратно, нежно число утонувших за купальный сезон 2010 года. Мы не знаем, сколько утонет в августе, и мы ставим вопросительный знак. В наших корпоративных работах для налоговой конференции мы делали всякие налоговые проблемы усиления налогового пресса. Аллегорически они показаны в виде гирь, которые падают на несчастное развитие малого бизнеса. Там та кривулька сначала как график себе живет, потом, просто, как кривулька живет и, в конце концов, падает. Этот ролик мы сделали для конференции налоговиков, это официально руководители налоговой системы России такой вопрос задавали в зал: «Являемся ли мы фактором роста?»

Другой пример, малый бизнес, тоже для одной из конференций государственных. Доли малого бизнеса в ВВП. 10% мало, а почему мало? Мы, конечно, натыкаемся на бюрократию, коррупцию. Мы конечно, как можем, боремся. Просто посмотрите немножечко. Вроде ничего сложного, но интереснее, чем скучное выступление. Доля малого бизнеса у нас в стране очень маленькая. Эта штука заменяла выступление чиновника. Вместо того чтобы выступать долго, нудно, в принципе видеоролик рассказал все, что есть сказать по этому поводу.

Еще один пример. Есть Альберт Гор – человек, который пытался стать президентом США. Он сейчас борец против потепления климата, за окружающую среду. Он снял фильм, который получил Оскара, как лучший документальный фильм 2008 года. Вообще, посмотрите, если вы не видели. «Неудобная правда», Альбер Гор. Есть такие нестыковки по фактам с точки зрения науки, но фильм очень интересный, хороший и вот, посмотрите, что он там делает в этом фильме. Ему нужно показать рост углекислого газа в атмосфере. Вместо того чтобы рост спокойненько нарисовать этот график на экране он взял подъемник и говорит: «Я надеюсь, что я переживу это испытание». И вот он на этом подъемнике едет вверх и показывает этот самый рост. У него аллегория театральная, она здесь и сейчас происходит. Я даже хотел для вас тут залезть куда-нибудь, показать, как это работает, чтоб вы могли тоже на своих каких-то выступлениях этим пользоваться при условии, что эта аллегория должна быть осмыслена, не просто такое шоу – вот он залез.

Даже Ганс Рослинг – вы видели Ганса Рослинга? Запишите себе, если кто-то не видел, это самый известный человек, который самым лучшим способом презентует статистику. Даже Ганс Рослинг, который много лет показывал свою статистику в таком вот виде, компьютерном, на одном из последних выступлений притащил такие контейнеры из IKEA, каждый контейнер на миллиард человек. Он их расставлял руками, возможно, вы видели этот ролик и использовали тут символы, чтоб показать благосостояние разных групп людей - самолеты, машины, велосипеды, тапочки. То есть, на самом деле это прием очень мощный, сильный, вирусный, собирающий аудиторию – осмысленные аллегории. Ну, вот смотрите, что у нас получилось – смысл, содержательность, легкость восприятия, аллегоричность. Все это вместе нам дает вкусную, шикарную, сочную, хорошо продающуюся инфографику.

А вам покажу наугад взятый ролик «Праздничные фейерверки» из «России в цифрах» просто чтобы вы вспомнили немножко, посмотрели на те приемы, которые мы с вами сегодня обсуждали.

Это не лучшая и не худшая работа, а такой средний наш уровень. Мы это делаем ежедневно на самые разные темы, начиная от зарплат чиновников, цены на золото, какой пьют чай. Все это можно увидеть в интернете, ссылочку я вам дам.

Итак, подходит к концу мастер-класс. Я напомню вам основные мысли, которые мы с вами сегодня услышали. Инфографика – это гештальт, это сравнение. И, наверно, самая важная мысль, которую мы сегодня услышали – для скептиков и циничных умов, целью визуализации являются не картинки, а проникновение в суть вещей – увидел и понял.

Вот некоторые ссылочки. Проект «Россия в цифрах», кстати, с прошлого года у нас начался проект «Москва в цифрах». Реконструкции, визуализации + циферки. Вы можете найти на сайте vesti.ru/videos.

Наш сайт www.mercator.ru. Там есть новые работы, в основном для корпоративных клиентов. У нас есть канал в YouTube, в котором информация уже подготовлена. Немногие о нем знают, кстати, все, что там выкладывается, можно использовать в СМИ. Если у вас электронные СМИ, можно брать и со ссылочкой использовать, пока никому не продали.

С вами был Андрей Скворцов. Моя электронная почта postman@mercator.ru. Спасибо!

контакты

119072, Москва, Берсеневская набережная, 6, стр.3

+7 (499) 963–31–10
+7 (985) 766–19–25
do@digitaloctober.com