Digital October

Blockchain Weekend курс Blockchain Weekend

двухдневный образовательный курс по блокчейну

PgConf.Russia 2017 конференция PgConf.Russia 2017

конференция об одной самых распространенных систем управления базами данных PostgreSQL

Biotech Weekend курс Biotech Weekend

двухдневный образовательный курс по биотехнологиям

SVMR Keynote: «Идеи, которые я мечтал реализовать, но...»

Important
30 октября 2013, 10:05

трансляция мероприятия

Международная конференция о технологическом предпринимательстве и венчурных инвестициях Silicon Valley Meets Russia, организованная 30 октября центром Digital October в партнерстве со Сбербанком и Silicon Valley Bank, открылась выступлением Степана Пачикова.

Основателя Evernote интервьюировала Александра Джонсон.

 

Степан Пачиков: «15 января 1993-го года, где-то часов в десять с половиной вечера я смотрел на своего младшего сына и думал, что что-то в этом мире пошло не так: ему было 12 лет, он много времени поводил за компьютером, возился с модемами, но мало интересовался историей, мало читал.

Тогда я решил: «Если нельзя остановить какой-то процесс, надо его возглавить!»

Так мне пришла идея проекта, в дальнейшем получившего название AlterEgo – виртуальной машины времени, которая позволила бы моему сыну путешествовать по прошлому в любом облике, пообщаться, скажем, с Архимедом или кем-то еще из великих умов прошлого.

Я рассказал об этой идее своим сотрудникам, они загорелись ей, и мы начали делать инструментарий для трехмерного моделирования на ПК. Конечно, тогда мощности машин были скромнее, но стали лидером в этом сегменте, и в 1997-м году Silicon Graphics предложили за компанию такую цену, что инвесторы не смогли отказать».

Александра Джонсон: Мне кажется, ты говоришь об этом с некоторой грустью…

– Да, я же хотел сконцентрироваться именно на идее виртуальной машине времени…

– А как ты вообще относишься к инвесторам?

– Очень хорошо. Считаю, они нужны компаниям. Сейчас мое финансовое положение позволяет финансировать создание собственных проектов с нуля, но я хочу, чтобы у меня был инвестор. Это критик, это человек с трезвым взглядом на продукт – если вас «несет», вы хотите всего и сразу (вы же визионер), он вас в нужный момент остановит.

Инвестор – как вторая жена. В хорошем смысле.

 

– Но это же был не первый твой проект. С чего все начиналось?

– В середине 1980-х Гарри Каспаров (тогда его все знали как чемпиона мира по шахматам) заключил контракт с Apple и получил гонорар их компьютерами. Я тогда входил в комиссию, работавшую над идеей компьютеризации советского школьного образования, и с помощью Каспарова нам удалось запустить «Детский компьютерный клуб».

В какой-то момент мне захотелось создать технологию распознавания рукописного текста. Так и родилась моя первая компания ParaGraph, чьи разработки в 1998-м стали частью продуктов Microsoft. Кстати, за два года до этого мы выделили из ParaGraph компанию, чья технология сегодня срабатывает каждый раз, когда кто-то в США бросает конверт в почтовый ящик.

– Советский ученый, ставший известным в Долине предпринимателем. О тебе иногда говорят – визионер. Скажи, ты сам считаешь себя таковым?

– Помню, как Эстер Дайсон как-то написала обо мне – «Степан Пачиков, визионер, который прикидывается бизнесменом». Сначала мне было даже обидно. Сейчас я считаю, что каждый немного визионер – были легенды, от создателей мировых религий до Джобса, есть «простые» визионеры, имеющие идеи о том, как изменить жизнь людей вокруг себя.

Но мало видения, нужно еще представление, как его реализовать.

– Как это сработало с Evernote? Почему проект добился такого успеха?

– Когда я запускал проект (название придумалось в 2000-м, а первого программиста я нанял в 2001-м), то объяснял журналистам и инвесторам – это идея о расширении человеческой памяти. Совершенно честно скажу – я начал, потому что стал физически ощущать, что с возрастом память моя ухудшается.

Мне нравилась бесконечная лента, которую мы видели, еще работая на Newton’ах, и я понял, как визуализировать это. Сделать так, чтобы, например, вы могли легко найти номер телефона, записанный пять лет назад в парижском кафе.

Потом пришло понимание, что это все про «расширение мозга», приложение, помогающее принимать решения, быть продуктивным. На сегодня наша аудитория составляет около 80 млн пользователей, и есть десять стран, где число пользователей выше миллиона. Россия, Индия, Южная Корея и Австралия в их числе…

– Так в чем же секрет?

– Когда вы понимаете, как что-то сделать, нужны еще и люди, которые поверят в идею и помогут ее реализовать.

Поэтому ответ простой – у нас есть замечательная, блестящая команда. И есть лидер, который может воодушевить людей. На еженедельных собраниях Фил напоминает сотрудникам, что наша общая задача –

сделать стартап на сто лет.

Потому что у нас есть моральное обязательство перед пользователями – существовать вечно, потому что люди доверили нам свою информацию.

Второй момент. Мы не просто стараемся сделать продукт первоклассным (вот в этом году выпустили существенные обновления и получили Apple Design Awards и еще несколько премий, которыми гордимся), но и окружить его такими же качественными дополнительными решениями.

Помню, мой деловой партнер когда-то объяснял радужные перспективы первых «таблеток» так: «Когда я сижу за клавиатурой, то чувствую себя машинисткой. Когда я печатаю прямо на экране, то чувствую себя executive». Но планшеты пока не добились того успеха, который им прочили.

Почему? Мне кажется, что дело в эстетике – когда вы пишете на бумаге, это тысячелетняя культура. Вот почему я горжусь, что вместе с Livescribe нам удалось сделать для наших пользователей цифровую ручку, возвращающую это ощущение.

– Я понимаю, что у тебя постоянно рождаются бизнес-идеи. Но все же: есть ли новый проект, над которым ты работаешь прямо сейчас?

– Последний проект, который я вынашиваю, условно называется «Клубок».

– А как ты называешь его про себя по-английски?

– Точно так же. Klubok.

Его идея в том, чтобы спасти онлайн-СМИ от исчезновения.

Сегодня деньги и реклама уходят в социальные сети, а хочется, чтобы энергия этого океана новых медиа, наоборот, подпитывала прессу. Я придумал, как это сделать.

контакты

119072, Москва, Берсеневская набережная, 6, стр.3

+7 (499) 963–31–10
+7 (985) 766–19–25
do@digitaloctober.com