Digital October

Микроб настроения. Миф или реальность? Лекция Микроб настроения. Миф или реальность? рамках проекта Science Mondays

AR/VR Gamedev Moscow Конференция AR/VR Gamedev Moscow

конференция-выставка по использованию технологий дополненной

Лекции KnowMore: Наталья Синдеева Лекция Лекции KnowMore: Наталья Синдеева

лекция Натальи Синдеевой, «Дождь. Optimistic Channel»

Джули Дирксен. Дизайн мотивации

Important
15 ноября 2013, 19:00 лекция

трансляция мероприятия

15 ноября центр Digital October провел телемост с Джули Дирксен, исследователем и автором современных подходов к обучению, дающих результат.

В 2012-м ее работа «Искусство обучать» произвела фурор в Америке, а уже в этом году вышла на русском языке – и тут же получила массу хвалебных отзывов от известных людей из мира российского бизнеса и современной педагогики. Все дело в том, что книга подытожила более чем 15-летний опыт Джули в проектировании образовательных продуктов для корпораций списка Fortune 500, научных организаций и даже трудных подростков. Этими идеями и наработками Дирксен поделилась и с участниками просветительского проекта Knowledge Stream – совершенно бесплатно.

«Почему мы поступаем неправильно? Я беру сейчас не мораль, а то, как мы выполняем работу или действуем в бытовых ситуациях. Иногда ответ прост – мы можем искренне не знать, как сделать лучше.

Но курильщик не может не знать о вреде табака, а водитель – о том, что смски за рулем до добра не доведут. Не знаю как в России, а в США люди это большая проблема.

Откуда в наших головах этот принцип «да знаю я, но…», когда мы понимаем, как правильно, но не видим проблемы в неправильном поведении?

Обезьяны о пенсии не думают –

вы согласитесь, что до появления человека ни одно животное в принципе не имело привычки к долгосрочному планированию. Многие из вас на себе ощущали, что давать и принимать советы – это вещи разные. Нам очень сложно сопоставить себя настоящего с собой же в будущем, а вот представить это на других – дело нетрудное.

Поэтому процесс принятия решений часто нелогичен: как вы знаете, наш мозг состоит из нескольких слоев коры, это продукт длительного эволюционного развития, и участки, отвечающие за анализ и долгосрочное планирование, появились относительно недавно.

Если позволите, у меня есть аналогия. Представьте себе слона и его погонщика: так вот, слон – это почти весь наш мозг, а та его часть, которая задумывается о будущем, – это всего лишь ездок. Мы привыкли, что слоном должен править наездник, но это ведь ему не всегда это удается.

Наша воля – ресурс довольно-таки ограниченный.

Если использовать очень много усилий для концентрации на чем-то, то ресурс истощится, и вам потребуется какое-то время на «перезарядку». Вот представьте: вы пришли в спортзал и первое занятие с вами провел персональный тренер. Он вас погонял, вы хорошенько попотели и освоили массу упражнений… Но на следующий день все тело болит. И ваш «слон» начинает подсказывать, что упражнения – это очень неприятно.

То же самое происходит, когда вы отправили сообщение, находясь за рулем. У вас же все получилось, и ваш «слон» начинает считать такое поведение все более нормальным. Поэтому попытка объяснить вам, что это лишь иллюзия сноровки, «разобьется о слона». Но помните, когда-нибудь разбиться можете и вы сами».

Бесплатное участие в лекции стало возможным благодаря генеральному партнеру проекта Knowledge Stream – компании «Ростелеком».

Как спроектировать образовательный продукт, который повлияет на поведенческие шаблоны?

Подсказка первая: «Если полученное знание можно применить сегодня, “слон” отступит»

«Когда вы учились, например, в институте, то наверняка часто слышали: «Приложите максимум усилий сейчас, результат придет потом». Но мы же знаем, что вашего «слона» будущее особо не волнует.

Если точка получения пользы очень далека, почти никто не будет напрягаться. То, что вам нужно – дать людям что-то, что свяжет получаемые навыки и знания с ближайшими событиями в будущем».

Подсказка вторая: сделайте проблему реальной

«Видеоигры и виртуальная реальность в принципе – это отличный способ вовлечения. Для примера: вот что показали результаты одного из исследований, сделанных в Стэнфорде.

Две группы обучались там математике экологии: им объясняли, как много древесины в мире уходит на одну только одноразовую посуду. Первой группе предложили просто подсчитать, сколько деревьев гибнет.

А вторую группу подвели к стенду и заставили спиливать виртуальной бензопилой

эти самые деревья. Когда участники эксперимента вышли из аудитории и им предложили перекусить, те, кто был во второй группе, использовали заметно меньше бумажных полотенец, а также заявили, что всерьез задумались о том, будут ли теперь использовать картонные тарелки и стаканчики.

Тот же самый эффект может дать т.н. социальное обучение: если люди будут знать, например, сколько электроэнергии они расходуют в сравнении с соседями, то наверняка начнут хоть чуточку ее экономить».

Подсказка третья: меняйте реальность

«Мы можем влиять на поведение, меняя среду. Убрать галочку или поставить ее – поверьте, это сильно скажется на том, как люди воспримут одну и ту же проблему. Поэтому не забывайте о дизайне повседневности.

Например, мы можем выпустить мобильное приложение или наделать брошюр, чтобы туристы не заплутали в нашем городе.

Но в Бостоне сделали проще –

провели через город красную линию, которая соединила все ключевые достопримечательности. Следуя по ней, люди просто не могли ошибиться».

Подсказка четвертая: покажите, как это легко!

«Мы постоянно много говорим о пользе, но редко и мало – о легкости. А именно фактор простоты в использовании очень помогает снизить сопротивление к изменению шаблона поведения. Сегодня, когда мир становится все более технологичным, а успех технологии часто определяется ее простотой, идея о легком применении необычайно актуальна».

Подсказка пятая: не решайте за людей!

«Очень важно, насколько люди чувствуют, что контролируют тот или иной процесс. Когда мы даем людям задание, а потом хвалим за его выполнение, лучше сказать не «Молодец, какой ты умный», а «Молодец, ты приложил усилия и справился».

Потому что первый отзыв зафиксирует у человека процесс. «Умный» – это та категория, которую он не контролирует. Поэтому в следующий раз человек наверняка будет меньше стараться».

Подсказка шестая: выберите правильную ролевую модель

«Когда я работала в программе, задачей которой было донести до 12-летних, что курение, алкоголь и наркотики – зло, мы думали, кто же может стать ролевой моделью для нашей аудитории. Взрослый? Как оказалось, нет! Ориентиром для них были 16-летние, т.е. близкая нашей целевой аудитории по возрасту группа».

Подсказка седьмая

«Изменения в поведении – это процесс, а не событие. Они достигаются повторением».

 

Презентация Джули Дирксен для Kowledge Stream

генеральный партнер проекта

Ростелеком

контакты

119072, Москва, Берсеневская набережная, 6, стр.3

+7 (499) 963–31–10
+7 (985) 766–19–25
do@digitaloctober.com