Digital October

Fuckup Nights Moscow Лекции Fuckup Nights Moscow

Приглашаем вас для обсуждения наиболее ярких провалов и историй неудач

Sketchfest EXPO 2016 Выставка Sketchfest EXPO 2016

первая выставка скетчеров, мастер-классы и новогодний арт-маркет!

Know More: Как открыть свой бар, кафе, ресторан и сделать его успешным? Интенсив Know More: Как открыть свой бар, кафе, ресторан и сделать его успешным?

интенсив от Даниила Гольдмана

Лекция Джеффа Хау. Как заставить людей работать бесплатно

26 июня 2012

26 июня в центре Digital October в рамках проекта Knowledge Stream состоялась лекция Джеффа Хау, пишущего редактора журнала Wired, автора термина краудсорсинг. Джефф рассказал российским слушателям о том, как впервые обратил внимание на явление, впоследствии названное краудсорсингом, и привел истории успеха компаний, которые стали использовать в своей работе силу разума толпы.

ДЖЕФФ ХАУ: Ведь вы будете запускать презентацию со своей стороны. Всем привет! Как у вас там дела в Москве? Все меня слышат? Поднимите свои руки, если вы меня слышите. Отлично, отлично. Я слышу вас. Ну, тогда продолжим на этом. Итак, у меня нет слайдов перед собой. Таким образом, мне придется импровизировать немножечко здесь перед вами. Однако, я расскажу вам немножечко о том, как возникло это слово как таковое. И что произошло после этого? Таким образом, слово краудсорсинг или коллективное творчество — произошло под влиянием, возникло под влиянием... О, я теперь вас не слышу. Вижу, все смеются. Технические сложности.

ВЕДУЩИЙ: Джефф, привет! Джефф, вернись! Хорошо. Мы сейчас прилагаем все усилия. Ну, это вот как раз хороший пример краудсорсинга в нашей студии — за стеной 20 человек бегают, рвут на себе волосы и пытаются заставить презентацию работать. По какой-то несчастной случайности компьютер, который был соединен с презентацией, потерял связь с интернетом. Но мы сейчас решим, в течение одной или двух минут. Все заработает, поэтому давай-ка поддержи-ка аудиторию эти две минуты, а затем мы скажем тебе, что делать дальше. Спасибо!

ДЖЕФФ ХАУ: Ладно. Я должен сказать, я потрясен, что я сижу у себя дома в Кембридже и говорю со всеми вами. Это вот странная вещь. Знаете, вот когда вы начинаете журналистом, все, что ты хочешь сделать, это рассказывать правдивые истории и говорить истину. И все вот эти прекрасные вещи, которые анимируют нас, когда мы идем в журналистскую школу, заряжают нас, когда нам 19, 20. Мы заряжаемся этими идеями и затем случайно ты сталкиваешься... Я поясню немножечко больше об этом чуть-чуть позже.

Это была такая шутка! Краудсорсинг — это была шутка. Я хотел посмеяться над кремневой долиной и над тем, как технические компании изобретают сумасшедшие слова и не капитализируют их, и соединяют отлично хорошие слова и создают некие новые комбинированные слова. И это слово было подхвачено. И через несколько лет я летел в Астану в Казахстан, сидел рядом с заместителем премьер-министра Германом Грефом в самолете. Это вообще сумасшедший мир. Это слово вокруг шарика меня обернуло несколько раз. Я и в Голландии говорил, я в Милане через несколько недель буду говорить об этом. То есть это очень удовлетворяет меня, да.

И что я еще хочу сказать, вот в своем докладе я также затронул это, это бы произошло и без этого слова. Слово возникло случайно, а моя роль больше, чем простая случайность. Если я даже сыграл хоть какую-то маленькую роль, если я смог определить хоть какие-то концепции, то, наверное, я был просто правильным человеком, находящимся в правильное время и в правильном месте, и который придумал правильное слово. Потому что были и другие люди, которые наблюдали тот же феномен в 2005-2006-х годах. И это просто то, что мы, как человеческая раса, мы, в конце-концов, догоняем свои технологии. Но что у нас возникает? Это некая глобальная сеть — интернет — и просто она подвела нас на дополнительные... Нам потребовалось 15-20 лет, чтобы догнать то, что мы изобрели. Мы изобрели сеть, но мы еще были в индустриальном веке.

Я должен сказать, что краудсорсинг — это первая нативная система, первая в этом информационном сообществе. Потому что то, что это нам говорит, это говорит больше, чем просто о производстве — производство товаров, сервисов, услуг — и переводит это в новое поколение, в новую эру, где более миллиарда человек соединено через интернет.

ВЕДУЩИЙ: Джефф, привет. Извини за то, что прерываю твою прекрасную речь, но мы запустили презентацию. Я приношу свои извинения аудитории за технические сложности, которые у нас возникли. Итак, сейчас мы запускаем вашу презентацию. И как только вы готовы переходить к следующему слайду, просто говорите «следующий слайд» и мы будем его переключать сами за вас. Это же краудсорсинг, не так ли?

ДЖЕФФ ХАУ: Спасибо! Итак, может быть просто включите камеру так, чтобы я видел слайд, на котором мы сейчас находимся. Да, мы сейчас на первом. Отлично. Можно показать еще раз аудиторию, всегда приятно видеть аудиторию — тех, кто меня слушает. Отлично.

Итак, я хочу начать и... Все великолепно, второе, чтобы я видел и аудиторию и слайд. Можно вот такой кадр мне показать? Я люблю видеть людей. Я, например, сразу вижу, когда люди начинают скучать. Вот вижу вот этого человека в очках, он уже засыпает. Ладно, ладно, ладно, вот этот кадр, этот кадр, именно, именно этот кадр.

Итак, с чего я хотел бы начать. Я хотел бы начать с видео. Тогда мы будем все на одной странице и будем знать, что такое краудсорсинг. Я на три минуты заткнусь и вы послушаете это видео.

Показан видеоролик.

ДЖЕФФ ХАУ: На протяжении всей истории определение толпы всегда подразумевало физическую близость. Нам нужно было быть физически вместе, чтобы стать толпой. И вдруг с появлением интернета возникло понятие виртуальной толпы, сообщество. И благодаря этому люди смогли собираться в сообщество по первому зову на основании общности интересов. Это нечто новое. Это абсолютно фундаментально новый поворот в развитии человеческой истории. Простая возможность собираться в сообщества на основании общности интересов, общей страсти к какому-то хобби, ремеслу, творчеству.

Итак, краудсорсинг — это когда компания предпринимает проект, на выполнение которого ранее требовались штатные сотрудники и размещает его на открытую интернет-площадку для исполнения неопределенной группы людей, в общем используя интернет.

Есть несколько пар очень важных понятий. Первое — открытое размещение. Второе — неопределенная группа. И оба они доносят важную идею, состоящую в том, что человек, который по вашему мнению, наилучшей квалификацией обладает для выполнения этой задачи, не всегда является наилучшим для этого кандидатом. А есть версии для чайников, я могу сказать, краудсорсинг можно представить как Википедию, в которой есть все.

Фотография является наилучшей этому иллюстрацией. Для меня это, как пример канарейки в шахте. Что произошло в последние несколько лет в фотоиндустрии? Это базируется на совокупном эффекте трех факторов. Фактор первый — появление цифрового фотоаппарата, дешевой и доступной цифровой зеркалки. Второй фактор — появление фоторедакторов с простым интенсивным интерфейсом. И третий фактор — конечно, интернет.

Таким образом, уровень качества стоковых фотографий, снятых любителями, медленно и неуклонно достиг потрясающей близости с качеством профессиональных фотографий. Иными словами, стоковые фотографии перестали быть эксклюзивным дефицитным товаром. Их производство было поставлено на массовые рельсы. И вместо того, чтобы покупать стоковые фотографии за $300, ее можно купить за доллар. Как можно себе это представить? Спрос, на такой внезапно на 99% обесцененный и ставший массовым продукт, побил все рекорды.

Я не хочу сказать, что краудсорсинг уничтожает бизнес, просто он его трансформирует. Он заставляет компании рассматривать нас как своих потенциальных партнеров. Поверьте, это более интересный и более захватывающий процесс. Да, мы покупаем эти товары, но мы также еще осмысленно участвуем в процессе их создания. И что сделали эти формы краудсорсинга столь успешными? Своим развитием они полностью обязаны тем, кого принято считать конечным потребителем, тем, кто ранее являлся толпой.

Уровень технологии поднялся настолько высоко, что он позволил людям поднять и уровень собственного профессионализма. А самым важным является тот факт — базовое развитие социальных сообществ. Для меня социальные сообщества являются основным строительным материалом краудсорсинга. Они стали тем, чем в свое время стали корпорации на заре индустриальной революции. Они демонстрируют способность людей к единомыслию и самоорганизации для создания эффективных, высокопродуктивных команд. То, для чего ранее требовалось наличие армии менеджеров и корпоративной иерархии, сегодня может выполняться в контексте онлайн сообщества. Краудсорсинг — сила коллективного содействия, способствует развитию будущего бизнеса.

Джефф Хау: Итак, я хочу начать с небольшой такой игры. Обычно я прошу аудиторию. Пусть они угадают, что здесь сокрыто. Это вот немножечко такой сложный вопрос и вы увидите, почему, через минуту. Если вы угадаете, что там, например, сокрыта какая-то молекула, по крайней мере, вы частично угадаете. Потому что это некий белок. Если у кого-то есть молекулярное образование или научное образование, может быть, вы это угадаете. И вы почти будете правы, но вы не абсолютно правы и в частности...

Да, кстати, это, да, форма протеина — протеиз. И конкретно, это ретровирус обезьян, протеин который является активным ингредиентом в обезьяньем ретровирусе, который играет очень важную роль в развитии СПИДа в человеческом теле. И открытие вот этой конкретной структуры, этого протеина было вот камнем преткновения в нашем пути открытия лекарства от СПИДа на протяжении последних 15 лет. И наилучшие наномикробиологи, наилучшие ученые в мире пытались выяснить структуру этого протеина на протяжении последних 10-15 лет. И затем, в октябре прошлого года... Давайте следующий слайд, пожалуйста. Следующий слайд, отлично. Был фундаментальный прорыв совершен. Структура, как вы видите, здесь вот кристаллоидная структура вот этого протеина была рассекречена, раскрыта, раскодирована. И это было опубликовано в самых известных журналах, таких как World Natural. Но на сколько вы можете отметить... Кликните на этот слайд, пожалуйста.

Как вы отметите, было очень нестандартное имя, помимо всех других престижных исследователей, которые там были. Foldit Void Crushers Group — это группа. И что из себя представляет эта группа, вы узнаете об этом. Потому что если вы проскройлите этот слайд... На следующий слайд, дальше, дальше. Вот тот первый слайд, который я вам показал это не просто раскодирование этого протеина, но фактически это скриншот видеоигры. И что эта группа из себя представляет? Это группа людей, ни один из них не имеет образование в наномикробиологии, никто из них не имеет никаких докторских, но они участвуют в университете Вашингтона в проекте, который называется Foldit. Я вкратце расскажу вам историю этого проекта, потому что потрясающе, потому что благодаря этой видеоигре толпа, группа, ни один из которых не имеет докторских диссертаций, они работали вместе, они смогли решить проблему структуры этого протеина за 15 дней. То, чего ученые не могли достичь за 15 лет, толпа смогла расшифровать за 15 дней. И что произошло? Это то, что исследователи, прежде всего, пытались использовать стандартные циклы человеческих компьютеров. Знаете, есть такой проект «Розетта» для совместных вычислений. То есть все компьютеры, когда люди спят, все компьютеры участвовали в некой комбинации компьютеров и вместе они рассчитывали, они получали электронную почту, компьютер пытается решать комбинации, которые люди пытаются.

Таким образом, давайте попытаемся сделать это как видеоигру. И что они обнаружили? Что есть определенный тип навыков, который присутствует у наномикробиологов. Но другие навыки требуются для определения различных структур. И это распознавание образов это не просто что-то, что и испытано, когда люди получают свои докторские диссертации, они это не исследуют, например, в университете Санкт-Петербурга или Сиэтле, они это не изучают, но люди, которые играют в видеоигры, они очень хорошо решают структурные проблемы, что мы обнаружили. Для того, чтобы достичь научного открытия, требуются навыки, которых мы даже не понимаем сами. И это подвело нас к сути краудсорсинга и ценности такового. Потому что мы можем не понимать наилучших путей решения какой-то проблемы, но если мы разместим эту проблему, дадим ее людям, сотням тысяч людей, они сами по себе смогут открыть наилучший путь решения этой задачи. Следующей слайд. Спасибо.

Итак, для того, чтобы обсудить... Итак, что же из себя представляет краудсорсинг? Я хотел бы поговорить о том, как произошел сам термин. Следующий слайд. 2005 год я называю подростковым годом. Я работал в американском технологическом журнале 10 лет — журнал Wired. Не знаю продается он в Москве или нет. Может быть, многие из вас знают журнал Wired. И я писал статьи про MySpace. Помните, такая была социальная сеть MySpace. И в тот момент времени MySpace больше была известна как некий путь для панк-роковых команд. Фактически она обрезала музыкальную индустрию. Вам не нужен был менеджер, вам не нужен был лейбл, вам не нужна была звукозаписывающая студия или дорогая какая-то студия, все, что вы могли, делать в аккаунте MySpace. Вы могли бы найти место, где переночевать, когда вы, например, играете на концерте в Остине, вы находили площадки для концертов. И культура MySpace на тот момент времени — это была такая панк-рокерская культура. И я писал о том, как все в музыкальной индустрии очень испугались этого. Потому что многие менеджеры теряли работу, а подростки сами проводили собственные концерты, организовывали их.

И пока я занимался этим проектом, это был такой тур... Целое лето я тусовался с этими панками. То есть фактически я представлял из себя такого старого панка, в тот момент времени. И вот эти подростки, когда я общался с ними, что я отметил, их взаимоотношение с технологиями были такими же, как и мои взаимоотношении с карандашом. Если бы я хотел научиться создавать крутые видео, я подумал, о, мне нужно получить докторскую в кинематографии, затем снимать фильмы. Но это закончилось и базовая система — вот одна команда производила видео для другой команды, и певец публиковал свои собственные стихи, а барабанщик занимался вебдизайном. Я осознал, что все эти навыки, о которых мы думаем, являются профессиональными, они уже не являются профессиональными.

И было время, когда печатание на машинке являлось профессией. Если ты работал в офисе, ты писал это от руки, затем передавал это печатнице. И затем в 90-х эта профессия умерла, потому что мы все внезапно научились печатать. И это именно то, что произошло со многими другими видами искусства, начиная от видеографии до вебдизайна. Потому что технологии донесли до нас и программные средства, и аппаратные средства, и навыки как таковые, — и они передали их в руки масс. Средства производства, которые ранее были достоянием великих капиталов и организаций, были переданы массам. Это было фундаментальным наблюдением, которое явилось основанием краудсорсинга.

Итак, давайте на несколько слайдов вперед перескочим. Вначале я контролировал сам свои слайды, сейчас я этого делать не могу, поэтому давайте перескакивайте. Еще разочек. Это дает маленькое представление той культуры, с которой я там был. И я говорил, знаете, вот все вот на таком рабочем туре. Конечно, не все было так блестяще, как хотелось. Было ли это хорошо, не было ли это хорошо, но не в этом была суть. Это было просто то, что у них были навыки и инструменты, чтобы заниматься этой работой. И это не было в статье. Статья была о музыкальной индустрии, о MySpace. Пошли дальше. Но на тот момент времени все говорили... На слайд назад, пожалуйста, один раз.

Итак, на тот момент времени все в США говорили о контенте, генерируемом пользователями. Я ненавидел этот термин. Не знаю, как это хорошо переводится на русский, но кто такой пользователь? Пользователь наркотиков или чего? Чего, что он пользует? И знаете, такой общий термин, поэтому они, если что-то генерируют, они генерируют не контент, они генерируют, например, видео со своими друзьями. То есть это «люди, которые делают что-то крутое» и это то, что мы должны говорить вместо «генерирующего контент пользователя». То есть люди, которые делают нечто крутое. Я ненавидел этот общий термин. И я подумал, это не имеет ни какого отношения к контенту. Это имеет отношение к чему-то более глубокому, к чему-то более фундаментальному. Поэтому меня попросили поговорить, сделать доклад, подобный этому.

И когда мы начали говорить о контенте, генерируемом пользователем, я сделал исследование о том, что такое из себя контент представляет. Я провел это исследование. Я перевел в это исследование и вот user generated, то есть генерируемый пользователями, и вот, что я нашел. Программа, которая называется Open Source Footwear. Знаете, что такое программное обеспечение Open Source? Кто знает? Открытое программное обеспечение. Кто знает что это такое? Поднимите руки. В принципе, это следующее. Программное обеспечение открытое, это программы, которые разрабатываются группами любителей, которые работают вместе не за деньги вообще, бесплатно. И многие лучшие программы на протяжении 20 лет разрабатывались именно такими людьми. Решение больших программных проблем, например, браузер Mozila Firefox и также Linux являются программным обеспечением, открытым группами хороших программистов…

Создатель Open Source Footwear разработал моду в производстве обуви. И он создал программу в 2001 году, которая называется «Обувь». Открытая обувь или обувь, которую он разрабатывал. Следующий слайд. Вот первые дизайны... Анастасия Пожидаева, она из России, кстати, разработчик вот этой модели. И он сказал, я хочу ваши дизайны, я хочу производить ту обувь, которую вы хотите. Я не ищу людей, которые следуют каким-то модным трендам или людей, которые знают как использовать какие-то сложные программные средства, как AutoCAD для индустриального дизайна или для модного дизайна. Я, говорит, ищу людей, которые просто любят крутую обувь. И если я буду использовать ваш дизайн, я не буду вам ничего платить, сказал он. Но что я буду делать, я буду называть эти ботинки по вашему имени. И поэтому все три модели, которые были преподнесены различными пользователями, за них проголосовали. И Джон принял решение производить эту обувь, и затем он их продавал общественности, продавал магазинам.

Итак, что это сделало? Когда был проект запущен, вот эта идея краудсорсинга, что-то больше, чем просто контент, генерируемый пользователями. И это возникло, это уже существовало, верите этому или нет. В 2006 году, когда я говорил людям о своих идеях, они думали, что я сумасшедший, они говорили, это глупость. И следующий слайд.

Таким образом, у меня не было достаточно денег в тот момент. Все думали, что я сумасшедший. Но я вернулся домой, я позвонил своему редактору в журнале Wired и что я сделал, я сказал одну метафору, у меня возникла идея и она была следующая. Когда мы смотрим на то, что существовало на тот момент MySpase, Youtube и думая о том, что это то, что люди снимали какие-то видео — своих кошечек, собачек. Контент, который создавали люди, вот этот термин просто не подходил. Это вот были так называемые маленькие люди и не имело смысла уделять внимание — о, контент, который генерируется какими-то пользователями. То есть там все стоят вокруг вот этого гейзера, который на 200 м выстреливает в воздух. Не помню, где там, в какой части России такие гейзеры, но у нас в Роки-Маунтис национальном парке Йеллоустон тоже такие гейзеры есть, как у вас. Это вот такая не опасная вещь, никому не нужно беспокоиться, это такая приятная вещь, можно в отпуск поехать, посмотреть на этот гейзер. И никто не уделяет ему внимание, но никто не уделяет более глубоким силам, которые стоят за всем этим. А вот эти более глубокие силы там внизу — это магма, смещающиеся пласты — это то, что является причиной гейзеров и это может приводить к землетрясениям, извержениям вулканов. Это может нарушить всю индустрию. Таким образом, я позвонил своему редактору и сказал: «Знаешь, нам нужно слово, которое опишет все это, которое подведет нас к идеи, что это — опасность». То, каким, например, слово аутсорсинг тогда воспринималось как опасность. Но это также некое объяснение, потому что глобализация — это хорошая вещь и плохая вещь одновременно. И аутсорсинг — это великолепная вещь, если ты, например, в Бангалоре в Индии, вы понимаете, о чем я. Подъем аутсорсинга как раз был в тот момент времени, базировался на росте ВВП на 7, 8, 10%. Это позволило людям выходить на средней уровень жизни. В этом отношении аутсорсинг — он хорош, но это также опасно, опасно. И он говорил, это аутсорсинг толпе. Я говорил, да — это краудсорсинг, сказал я. И как я говорил вам раньше, это была даже шутка. Я сказал, это как шутку на тот момент времени.

Я из Нью-Йорка, я люблю хорошие сленговые словечки, которые четко, кратко описывают нам на протяжении многих поколений. Знаете вот на английском языке много таких слов, например, Чарльз Диккенс, английский язык Хемингуэя. Не вот эти вот глупые слова, которые не значат ничего в современные дни. Но мой редактор сказал, это слово крутое, мы продадим эту статью на основании этого слова. Я умолял его забрать это слово из моей статьи. Потому что эта идея, которая просто возникла как некая шутка. Затем, в конце концов, он вышел к группе редакторов Wired, потому что очень сложно получить 8 страниц на статью. Они встретились вместе. Он через час перезвонил мне, он сказал, они не уверены в идее, но им понравилось слово. Поэтому тебе зеленый свет. И следующие 6 месяцев я проводил исследования, я работал над историей, которую должен был написать. Потребовалось больше, чем обычно требовалось в Wired на написание конкретной статьи. Извините… Это очень хорошо говорить из дома. Если я возжажду, я могу пойти налить себе чашечку кофе.

Итак, 6 недель я провел и это было гораздо дольше, чем для этого требовалось обычно времени. И что мы обнаружили, я через секунду буквально расскажу это. Это то, что происходило как раз вот в стоковой фотографии. Я не знаю, вот эта идиома переводится на русский язык, но это было вот такой тонкий слой, который нам необходимо было прорвать, это вот некое поверхностное натяжение. И я хотел, чтобы они поддержали мою идею. Я хотел проверить свою правоту. Я хотел проверить, существовал ли краудсорсинг на самом деле.

И когда я обнаружил то, что происходило в стоковой фотографии, я знал, что я был прав. И таким образом, мы опубликовали эту статью в июне 2006 года. И это было, так сказать, открытое распространение этой статьи, 8 страниц она заняла. И если бы вы прогуглили краудсорсинг через 2 недели после публикации статьи, вы бы увидели следующее.

Еще слайд. Вы увидите, что 3 человека упоминали это слово и они работали либо в Wired, либо спали с теми людьми, которые работали в Wired. И это то, что произошло в течении 2 недель. 700 тысяч ссылок через 2 недели. И то, что я говорил. Это не то, что там я изобрел это, я простой журналист. Это просто происходило. Ну, я назвал это так. Ну, я думаю, если  бы то, что было продемонстрировано в этих предыдущих слайдах, многие люди знали, что это происходило. Многие люди знали, что это было не просто какая-то маленькая, вот эти вот маленькие гейзеры — приятно и красиво, но это платформы, которые смещались под поверхностью земли, которые потрясали индустриальный век. И он распадался на истинный информационный век. И таким образом, нам можно назвать это сетевым веком. Век сетей.

Итак, давайте сейчас сместимся и посмотрим на еще несколько примеров для того, чтобы понять, на сколько революционным может быть краудсорсинг. И, может быть, это не всегда так работает. Иногда это не удачно работает. Но когда это достигает определенного уровня, оно прорывает все наши концепции — того, что есть бизнес, что есть организация, что же это значит, производить товары, услуги и ценности.

Итак, позвольте мне представить вам двух Джейков. Это Джейк Никао. И еще один слайд. Джейкоб Дехард. В 2001 году они были графическими дизайнерами. Их выбросили из школы, но они создали онлайн сообщество. Называется Dreamlets. Там было много этих хипстеров, которые любили красивый графический дизайн. Раз в год они проводили соревнование по созданию футболок. Вот вы видите, они разработали футболку, которая там внизу размещена. Она выиграла.

Они решили, так как у них была вот эта группа, им нужно собраться попить пивка. Они решили: мы оба живем в Чикаго. Мы хипстеры — подростки, которые любят слушать рок, создавать красивый дизайн. Давай-ка пивка попьем. И выпивая это пиво, они сказали, знаете, самая крутая вещь в этом сообществе Dreamlets вот в этом онлайн сообществе, которое они создали, самая крутая вещь — это вот эти вот футболки, которые мы в соревнованиях создаем. А почему бы нам не собрать сообщество, где вся суть этого сообщества будет создание этих футболок. Давай выкинем все дерьмо и будем просто проводить эти соревнования. Они приняли решение создать нечто называемое Threadless. Threadless — это как бы безопасное. Слышали вы о сообществе Threadless?

Итак, следующий слайд, пожалуйста. Это была очень простая идея. Что необходимо помнить, это то, что это было некое хобби. Это рассматривалось как некий подарок с их стороны людям, которые им нравились. И мы увидим это снова и снова в краудсорсинге. И я буду повторять это снова и снова. Но кардинальное правило не просите чего-то у сообщества, что они могут сделать для вас, а говорите, что я могу сделать для сообщества. И вы знаете, Кеннеди говорил, как раз именно эти слова. Это перифраз его слов. И вот в этом была суть идеи. То есть люди создавали некий дизайн для футболок. Двигаемся далее. Они подавали его через некие шаблоны. Люди высказывали свои мнения об этом. И затем находился победитель. Вначале идея была просто, о, все увидят свою собственную футболку, она будет произведена, ты будешь гордиться тем, что твоя майка и ее будут носить другие члены нашего сообщества. И затем это все было интересно, конечно. Вот это вот сообщество Dreamlets, они любили это. Представьте себе две, три тысячи людей, которые играют в эту игру. Подают свои дизайны, но затем внезапно Джейк... Слайд.

Джейк принял такое судьбоносное решение. Так как демократия в интернете — это путь мысли. Потому что демократия является естественной среди тех людей, которые сломали свои зубы в интернете. И они приняли решение, каким образом мы можем выбирать победителя. Если бы это было 15 лет назад, до того, как возникло сетевое сообщество, они сказали, давай-ка выберем лучшего дизайнера или мы говорим, а мы будем выбирать его сами. И так как они уже не одно копье сломали в интернете, они сказали, давай-ка будем создавать механизм голосования. И люди сами будут голосовать. И что это создало, что это произвело? Из закрытого сообщества они превратились в открытое сообщество.

Закрытое сообщество — это люди, которые были дизайнерами, которые любили дизайн как таковой. Но позволять другим людям голосовать за это — внезапно это стало неким интерактивным сообществом. Это открыло возможность для тех людей, которые хотят создавать дизайн, которые любят смотреть дизайн. И люди, которые просто развлекаются и голосуют за что-то, и люди просто любят голосовать. Посмотрите в интернете. Знаете, там возникает куча всяких голосовалок. И люди просто заходят на сайт. Позвольте им поголосовать за что-то на вашем сайте и люди будут заходить. Люди любят думать, что их мнение важно. И вот таким образом Threadless сработало без ниточки. Ты берешь эту футболку и, как говорится, что-то... Вот американская ссылка. Это, а ну-ка сделай мой день панк. Это вот из фильма с Клинтом Иствудом Dirty Harry «Грязный Гарри». Кто видел Dirty Harry? Не показывали в России? «Грязного Гарри» не показывали в России? Ужас! Ужас! Все фильмы Клинта Иствуда, Джози Уэлс — это для тех, кто любит ковбойские фильмы. Сэджэнли Они — это итальянский режиссер. Ладно, прекращу, не буду говорить об этом больше.

Итак, итак. Это была футболка make my day. Итак, я сказал, что мне нравится. Я дам пять из пяти. Таким образом, работал голосовой механизм. И еще до того, как мой перерыв на кофе закончился, я проголосовал за 30 футболок. Потому что требуются 15-20 секунд, чтобы проголосовать за эту футболку. И поэтой причине я часто говорю, что краудсорсинг является рабочей силой в кофейный перерыв. Это не люди. Знаете, вот та видеоигра, которую я показывал вам раньше. Думаете, эти люди тратили 8, 10, 12 часов, решая эту структурную проблему, структуру этого протеина? Нет. Это была 10-минутная игра. 10 минут там, 15 там, в кофейные перерывы. Это люди, у которых уже была работа, это были студенты, это были офисные работники, это были пенсионеры. Люди, у которых было немножечко времени там, немножечко времени сям. Это были одни из нас.

Еще один слайд. И вот что произошло с Threadless, это был как некий подарок своему сообществу. И это стало не просто таким бизнесом, но потрясающим бизнесом. В 2007 году они перестали демонстрировать свои цифры. Но я знаю, что их доходы продолжали расти по геометрической прогрессии. И что было отмечено, они имели массивную маржу — 30% роста каждый год. Почему это происходило? Очень просто. Следующий слайд.

Это то, как выглядела дешевая рабочая сила раньше. А это то, как дешевая рабочая сила выглядит сегодня. Итак, что же вот эта толпа дает Threadless? Во-первых, она дает им гениальные дизайны. Знаете, как это называется? Это правильное место. Па-па-па-па-ра-па, это вечеринка коммунистов. Это была самая продаваемая футболка у Threadless.

И таким образом, они создавали прекрасные дизайны. И что дизайнер из этого получал? Дизайнер получает репутационные очки. Вот эта вот концепция состоит из того, что интернет, если там, например, русские говорили о репутационной экономике, в конце-концов этот человек становится знаменитым в интернете, а не известный как вот человек, который создал эту футболку, которую носят и в Берлине, и в Ботсване, и в Индии, в Чикаго. Они за это немного денег получают, может пару тысяч долларов. Может быть еще 500 каждый раз, когда они перепечатывают эту футболку. Но самое главное, это очки репутации. Это позволяет им найти хорошую работу или в университете, потому что Threadless, верьте или нет, их уважают среди всех дизайнеров в Америке сейчас. И вообще в западном мире сейчас.  В западном полушарии.

Итак, что же Threadless из этого получают? Самая основная часть их бизнеса — это дизайн. Им не нужно нанимать вообще ни одного дизайнера, толпа предоставляет им основную услугу, которую они затем продают своим клиентам — крутой дизайн. А что еще толпа дает им? Второе. Следующий слайд, пожалуйста. Толпа предоставляет им три маркетинговых и рекламных компонента. Каждый раз, когда кто-то отправляет фотографию себя, когда он носит эту футболку, они получают скидку на следующую покупку. И странно, люди выкладывают это и в Твитере, и в профиле, в Фэйсбуке, и по всему интернету размещают это. И вы видите, что снова, снова и снова это работаем с краудсорсингом. Трансграничный, либо это научный проект, который рассматривали вначале, либо что-то, как Threadless. Это самораспространяемое сообщество, саморастущее сообщество. И там нет никаких маркетинговых затрат, там нет никаких рекламных затрат. Но самая интересная часть, что предоставляет толпа, массы, вот как бизнес-писатель, что я отметил...

Слайд. Вот оно! Толпа всегда генерирует данные для Threadless. То есть Threadless знает точно, какие футболки нужно производить. Да, они производят те, которые получают голосов, но они также включают вот эту вот галочку — я куплю это. То есть они знают, что если они произведут эту футболку, она будет продана. Почему Threadless имело такую маржу 35-40% в год, потому что каждый раз, когда они что-то производили, они продавали каждую последнюю футболку. Все распродавалось, все улетало. В какой индустрии можно сказать, что у них нет остатков складских, что у них нет избытков на складе, что им не нужно платить за хранение чего-то на складе. Потому что они сразу все распродают до последнего объекта. Представьте себе, что у вас эти данные прямо в руках находятся, если вы владелец бизнеса, это потрясающий инструмент.

Таким образом, на следующем слайде, мы двинемся дальше и не посмотрим еще на стоковые фотографии. Но вот основной принцип краудсорсинга. Самые умные люди работают на какого-то. Поэтому если ты в правительстве в России, у тебя много денег, ты можешь нанять самые лучшие умы из лучших университетов. Ты не сможешь использовать их потенциал, а если ты Google и ты приглашаешь самых лучших людей из Стэнфорда и из Массачусетского университета, из лучших университетских школ в Индии, или в России, или в Италии, ты все еще не сможешь использовать максимум их потенциала. Большинство умных людей, они в сети.

Слайд. Это Ливингстон. В то же время, как Джейк пил пиво со своим другом, Брюс Ливингстон был бывшим музыкантом, который запустил также фирму по веб-дизайну в Калгари, в Канаде. И он потратил предыдущие 10 лет, он путешествовал со своей командой по всему миру. И все его друзья были потрясающие музыканты, он был графическим дизайнером. Они приходили к нему и говорили, можешь сделать нам обложку для компакт-дисков, можешь сделать постер для нас, мы едем в тур, нам необходима какая-то картинка для нашего тура, для нашего музыкального релиза. Он говорил, конечно, я могу это сделать, но вам нужно заплатить мне $300. Потому что столько стоило, чтобы залицензировать фотографию. Не знаю, как это работает сейчас в России или как это работало 10 лет назад. Но в Северной Америке вам необходимо было заплатить $300 для того, чтобы получить лицензию на фотографию. Чтобы она стала интеллектуальной собственностью вашей. И он был любителем фотографом, он сказал, у меня есть идея: я загружу 10 тысяч своих фотографий, которые я снял на сервер и любой человек в мире может загрузить их, если они загрузят свои фотографии в обмен. То есть это уже почти 30-40 лет в интернете называемая кредитная система. За каждые 3 фотографии, которую ты скачал, тебе нужно вернуть одну фотографию. То есть он создал идеальную вещь для очень такого закрытого сообщества. То есть если ты графический дизайнер или фотограф, ты можешь загружать свои фотографии - выгружать свои фотографии и загружать свои фотографии. Это потрясающая вещь.

Еще один слайд. И еще разочек. Ой. Ну, я прочитаю вам, даже если вы не сможете этого прочитать. И что очень важно знать, это вот идея, что это был опять же некий дар обществу, Брюс не начал это для того, чтобы зарабатывать деньги. И Джефри Зелдман, это известный графический дизайнер Соединенных Штатов Америки, он опубликовал это. Istockphoto, как это называлось на тот момент времени. Это великолепная работа, которая раздает фотографии за бесплатно. И в чем тут секрет? Да, нет никакого секрета, сказал он. Почему они делают? Я просто пытаюсь догадаться, но я ощущаю, что они делают это по той же причине, почему многие из нас выкладывают другие вещи в интернет, чтобы другие могли бы насладиться и использовать то, что создали мы. Это некий дар людям.

В конце-концов, у Брюса возникло вот это вот судьбоносное решение и он сказал, знаете, он платил тысячу долларов для того, чтобы хостить эти фотографии. Ему нужно было платить за серверы для того, чтобы выкладывать все эти огромные изображения. Он сказал, ой, я не могу этого больше делать. Я бесплатно не могу это делать. Он должен был покрыть свои хостинговые задачи, он не хотел обанкротиться, просто поддерживать дело. Ну, я буду выставлять 25 центов. И что произошло, когда они создали систему голосования, у них было закрытое сообщество, которое стало открытым сообществом, помните это, и то, что стало интернет-сайтом для графических дизайнеров, которые любили фотографии, внезапно стал интернет-сайтом для любого человека, который загружал фотографии. Это были все люди. И любой человек, который использовал фотографии в своей работе, и это были сотни, тысячи, миллионы людей по всему миру, и внезапно люди начали платить 300 долларов за изображение. Изображение, которое было на столько же хорошее за 25 центов. Раньше они платили 300 долларов. И это было революционное решение. И давайте сыграем в небольшую игру.

Одной из этих двух изображений, которые я вам покажу, я залицензировал за 300 долларов почти. А следующее изображение я залицензировал на Istockphoto в 2006 году за $1,25. Следующий слайд. Назад. Один назад, давайте назад. Итак, я хочу, чтобы вы угадали, какая фотография стоила $300 и за какую заплатил доллар 25. Какая из них дорогая, а какая дешевая? Итак, давайте вернемся на Б и вернемся к А. Ну, кто думает, что 300-долларовое изображение, это изображение А, поднимите руку? А сколько из вас думает, что это Б? Я знаете, забываю, честно говоря. Я больше не помню. В 2006-м я еще помнил, а потом мой ассистент, который залицензировала их, но когда я переключил программы, я потерял вот эти лейблы. Честно говоря, я уже не помню это. Честно скажу, я сам не помню. Я никогда не видел аудиторию, которая не разбивалась бы на 50 на 50. И это демонстрирует эту революцию.

Если бы вы были в компании L'Oréal или Versace и вы хотите загрузить хорошее изображение, будете ли вы платить $1,25 за него? О, вы $10 млн вложите в рекламную компанию за вашу продуктовую линейку. $1,25, вы помните изображение? Конечно, нет. Но если ты какая-то не прибыльная организация или молодая компания, без таких средств, тебе не нужны вот эти вот огромные красивые картинки, вам нужна просто хорошая фотография, на которую люди будут смотреть и они будут готовы купить более дешевое изображение. Это показывает ту революцию, которая произошла через Istockphoto.

Знаете, когда люди подходили ко мне и говорили что-то, знаете, я был стокфотографом раньше, а сейчас мне нужно закончить это делать, потому что это нарушило мой бизнес. И это говорит о том, что краудсорсинг, с одной стороны, это великолепная вещь, это подводит к массивным открытиям. Как вот, например, структура этого протеина, которую я показывал вам вначале доклада, но также... Следующий слайд. Это ужасная вещь. Это Марк Мэлс — стокфотограф в Лос-Анджелесе, когда я впервые с ним познакомился, он загружал 10 тыс. фотографий для того, чтобы зарабатывать много денег в 2006 году. Когда я пообщался с ним после написания своей книги в 2009 году, он ушел из стокфотографии и перешел на комиссионную фотографию, одними словами. Кто-то платит ему, чтобы приходить и делать фотосессии. Зарабатывает ли он деньги на том, что он любит, да, он зарабатывает. Но нравится ли или не нравится, но краудсорсинговая экономика — это то, что происходит в экономическом мире, нам нужно учить новые навыки, нам нужно учиться быть гибкими. Не знаю о России, но журналистика в США сейчас переживает большие проблемы и нам нужно учить новые навыки, чтобы зарабатывать себе на кусок хлеба и масла на него. И это меняет поведение многих людей в сообществе. И подытоживая, я хочу двинуться дальше.

Я вначале говорил об Istockphoto. Денни и Корбес — это такие глобальные партизаны индустрии стоковой фотографии. Своим клиентам вот эти профессиональные фотографы сказали, не беспокойтесь об Istockphoto и об этих конкурирующих компаниях. Они называли их микростоки. Они говорят, не беспокойтесь об микростоках, эти люди любители, сказали они. Они никогда не нарушат наш бизнес, сказали они.

И до того, как я напечатал свою статью, генеральный директор сказал, что он покупает  Istockphoto за $52 млн. Он купил этот сайт. Эта была самая лучшая цитата моей статьи: «Если кто-то пожирает мой бизнес, лучше пусть это будет моим бизнесом». Он заплатил $52 млн. И Брюс Ливин, вот его изображение я показал в самом начале, тот человек, который начал это как хобби, как дар обществу, он стал очень богатым человеком.

Вы видите ту же картинку, ту же кривую роста с айстоковыми фотографиями. Ту же кривую роста доходов, как мы видели в Threadless, но там было вовлечено гораздо больше денег. У него было $300 млн. Это 50% маржа. И я могу приводить многие другие примеры, где краудсорсинг не работал. Потому что он не всегда работал естественно. Но моя демонстрация сейчас здесь вам сегодня для того, чтобы продемонстрировать почему и как это может работать. Мой последний слайд, пожалуйста.

Итак, почему краудсорсинг происходит? Прежде всего, это ренессанс. Это возрождение любителей. Мы видим больше и больше людей, закончивших колледжи, также и в России и на Западе, и мы видим больше и больше количество свободного времени в профессиональных классах. Мы видим более высокие уровни достатка. То есть больше людей среднего класса, чем 100 лет назад мы видим. И мы видим сейчас ренессанс любителей. Людей, которые не просто могут что-то сделать, типа снимать фотографии, или научиться немножко орнитологии, там, например, изучать птичек, или что-то о наномикробиологии и исследования протеина. Но не только они могут, они хотят этим заниматься. Это некое внутреннее желание расти.

И также, когда я говорил раньше, о революции Open Source. Программное обеспечение Open Source дало некий шаблон в краудсорсинге. Многие группы добровольцев могут производить великолепную и огромную ценность. Демократизация производства, тот факт, что если вы хотите, и это вот пример, который я люблю использовать, если вы хотите произвести какой-то дизайн для офисного здания и для этого требовалось программное обеспечение AutoCAD, которое стоит $150 тыс. за одну лицензию, в 90-х годах оно столько стоило. И если вы хотите сделать это сейчас, вы можете загрузить гугловский чат за бесплатно или заплатить $79 в год за профессиональную версию. И она будет работать, может быть, не на столько же детально, как AutoCAD, но таким образом демократизация производства произошла... Мы передали в руки масс те вещи, которые были в руках капиталистов. И в конце, на последнем слайде... Это рост онлайн сообществ, интернет-сообществ. Тот факт, что мое хобби, я могу встретиться с кем-то из Италии или из России, у кого-то точно такое же хобби через какой-то блог. И вот мир, например, World of Warcraft, знаете такой глобальный феномен, глобальная игра. Ну, в принципе, на этом я хотел бы закончить. И давайте сейчас перейдем к вопросам и ответам. Спасибо за то, что выслушали меня.

ВЕДУЩИЙ: Отлично. Спасибо большое за эту лекцию Джефф. И как ты уже сказал, мы готовы выслуживать вопросы от аудитории. Итак, первый вопрос. Поднимайтесь и чтобы Джефф видел ваши глаза, говорите на одну из камер, которые расположены здесь за белыми колоннами. Спасибо.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА: Джефф, добрый день. Первый вопрос, если можно, сразу запишите и запомните. Первый вопрос. Это по поводу, в самом начале вы сказали, что встретились с Германом Оскаровичем Грефом. Вопрос. Как он повлиял на ваше дальнейшее развитие и краудсорсинг? Второй вопрос, который меня интересует. В течение какого времени работает краудсорсинг? В течение какого времени, то есть, например, сейчас работает это бесплатно, то в течение какого времени это так и будет продолжаться работать бесплатно? Пример, Википедия. Когда он начал пытаться делать какие-то особые фишки, чтобы ему кто-то ему платил деньги. И третий вопрос, который меня интересует. На сколько вы участвуете в краудсорсинге и какой мотив именно у вас, и по вашему мнению, у других окружающих тоже? Ну, какое именно у вас мнение, почему именно вы работаете и занимаетесь краудсорсингом? Благодарю.

ДЖЕФФ ХАУ: Спасибо. Очень хорошие вопросы. Ну, прежде всего, я должен сказать, я познакомился или встретился с господином Грефом в ноябре и моя общая идея о краудсорсинге, они были проработаны так детально как раз к тому времени. И я был очень-очень заинтересован и мне было очень интересно узнать, что в Сбербанке, российское правительство делает в рамках этих совместных проектов. В Сбербанке, это вот 2021 или Россия-2021, но я не могу читать на кириллице, я не знаю, что там происходит и помимо того, что я слышал и помимо того, что я был просто заинтересован в том факте, что Россия является первой страной, которая использовал принцип краудсорсинга, даже по имени. Я не знаю, как там у них сейчас все это происходит. И я не сформировал свои идеи. Но у меня было несколько интересных дискуссий, когда был в Москве в ноябре и это повлияло, может быть, на меня каким-то родом, но моя статья и моя книга были написаны вне зависимости от того. Многие вещи, которые я в блогах размещаю, потому что на протяжении последнего года я работал над новой книгой, которая также немножечко затрагивает краудсорсинг, но и о других вещах говорит.

Следующее. Я отвечу на второй вопрос. Ваш второй вопрос наилучший, я скажу. И если я правильно понял, сколько времени требуется, чтобы люди работали бесплатно. И ответ. Многие формы краудсорсинга, даже платные, они изначально становятся таковыми, но, что я думаю, что не исчезнет, люди не только готовы работать за бесплатно. Они часто любят работать за бесплатно, есть много вещей, которые мы делаем, мы создаем добавленную стоимость. И эти вещи не являются чем-то, за что мы платим. Я не уверен, почему это происходит, я не уверен, что кто-то знает, почему это происходит. Но что я думаю, представьте, когда вы встречаетесь с другом и пытаетесь показать ему, вы говорите ему как отремонтировать его машину, например, вы знаете, как ремонтировать машины, а он ничего об этом не знает. Мы встречаетесь и ты говоришь, давай я тебе покажу, как поменять фильтр. Вы с него денег попросите за это? Конечно, нет. И каждый раз, когда мы думаем об этом, когда мы думаем о неком темном веществе нашей экономики. Вот это темное вещество в звездах, мы не знаем, вот это антивещество, мы не знаем, как его измерить, мы знаем, что оно там присутствует, мы не понимаем, что оно из себя представляет это антивещество. То же самое касается нашей экономики сегодняшнего дня. Многие вещи, многие товары и услуги отдаются, и мы не можем это измерять. И мы не понимаем, почему люди мотивированы поступать в рамках вот этой неизмеримой части экономики, но мы знаем, что это работает. И на сколько мне известно, Википедия не платит никому еще. И все вклады делаются добровольно абсолютно. Я знаю, что некоторые менеджеры википедии, они получают какую-то компенсацию. Но люди вносят свой вклад, потому что им это интересно. И это также интересно поделиться своими знаниями, которыми ты обладаешь, с другими. Также убедиться в том, что эти вещи точны, правильны. Это человеческий инстинкт, если вы видите, что-то неточное, неправильное. Ты тут же начинаешь исправлять это.

И в конце-концов, как я участвую в краудсорсинге. У меня есть книжный клуб. Называется одна книга. Это через Твитер. Одна книга, одна сороковая. Это вот знаете лимит — 40 символов. То есть 66 тыс. членов в этом клубе и мы читаем. Краудсорсинг — толпа решает все, о том, что читать. И что начинается, как некий дар людям, потому что я люблю читать, я люблю книги. И это выросло. Поверьте, я не зарабатываю ни цента на этом. То есть это все еще пока мой дар обществу — этот клуб. Но кто знает, может быть, когда-то я вдруг внезапно разбогатею. Следующий вопрос. Спасибо.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Джефф. Ну, вот наш первый выступающий, задающий вопрос, за смелость ему — три вопроса, но, пожалуйста, постарайтесь сконцентрировать свою мысль на одном вопросе. Спасибо.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА: Джефф, здравствуйте. Спасибо за интересную презентацию. Зовут меня Тимур. Меня интересует аспект общественно-политический. Вот есть ли примеры конкретные практики использования краудсорсинга для пользы местного сообщества? Не историю успеха, а просто даже в практике использовано.

ДЖЕФФ ХАУ: Их несколько. Я могу привести неудачный пример, чтобы показать, как сложно проводить краудсорсинговые проекты. Когда проводилась первая пресс-конференции президента Обамы, он решил позволить американцам решить самим, какие вопросы он должен обсуждать, какие политические вопросы он должен обсуждать. И насколько вы понимаете, это первая ошибка была в том, что он думал, что только американцы в интернете. Да, конечно, в Белом доме есть много умных людей, которые знают, что интернет — это глобальная сеть, но я не уверен, они не осознают, что невозможно сделать это не глобальным. Невозможно не использовать сложные блокирующие программные средства для того, чтобы удалить айпишники не из Америки. И программу, которая называется Google Moderator, и люди могли подавать свои вопросы и голосовать за вопросы других людей. Но что произошло за короткий период времени? Это сотни тысяч людей задали свои вопросы. Но люди, которые задавали больше всего вопросов, это такая организация Normal, которая защищает марихуану. И вот часть в здравоохранении, а что вы думаете о том, может ли марихуана лечить от рака… Не думаете ли вы, если вы легализуете марихуану, будет меньше войн в Афганистане? То есть это просто не сработало. И Обама должен сказать, извините, это был неудачный эксперимент. Мы попробуем еще раз. Но как это работает, это работает на локальном уровне. На национальном уровне — это сложно, на локальном уровне — это очень хорошо работает, работает великолепно.

Была программа, которая называется SeeClickFix — это увидь, кликни и исправь. То есть что делает это сообщество: оно позволяет вам зайти на интернет-сайт, показать ваше место, где вы находитесь, ваш город, вашу деревню и сказать. Например, я сейчас в яму въехал, поломал ось в машине или, например, драгдилер живет по соседству, его нужно арестовать. Две вещи происходит после этого. Первое — письмо отправляется локальным властям автоматически. Никому не нужно даже администрировать, это по алгоритму делается автоматически. То есть это отправляется либо в полицию, либо в пожарную, либо там в ЖКХ. То есть все, кому нужно это увидеть, они получают. И это уже публикуется в общественной открытой форме. То есть все могут это видеть. И то, что произошло, это когда другие люди говорят, да, этот чувак действительно наркодилер, его нужно арестовать. В полиции тут же знают, что там целая группа людей, которые хотят этого наркодилера арестовать. Я думаю, это очень эффективная форма краудсорсинга.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Джефф.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА: Интересная лекция. Меня зовут Андрей. Я думал, вы согласитесь с тем, что некоторые системы краудсорсинговые привели к достаточно таким хаотичным результатам. Как в пример можно привести, перевод различным страниц Facebook с помощью краудсорсинга, когда результаты в общем-то были не совсем впечатляющие. Вот известны ли вам может быть какие-то принципы, с помощью которых можно организовывать краудсорсинговые системы, управлять ими? Каким образом, чтобы можно было добиваться нужных результатов, правильных, качественных с помощью применения краудсорсинга? Спасибо.

ДЖЕФФ ХАУ: Это отличный вопрос. Во-первых, я должен сказать. Я монолингвист, я знаю только английский язык. Поэтому я не знаю вот такие проблемы локализации, локализация таких вещей, как Facebook на локальные языки. Я об этих проблемах не слышал, потому что это моя... Я, конечно, слышал, что это прекрасно, они все это делают бесплатно. Это работало очень хорошо. Я не слышал о том, что это не всегда работало. Но вне зависимости от этого, я не удивлен. И я согласен с тем… Как вас звали? Андрей да? И я соглашусь с общим утверждением Андрея, то, что очень часто это происходит хаотически. И я думаю, одной из основных причин этого является то, что очень часто краудсорсинг рассматривается, как некий путь сэкономить деньги компании. Что они делают? Они позволяют толпе самоорганизоваться. Они думают, что толпа, она действительно самоорганизуется, но я частично согласен с этим. Частично. И в своей статье, и даже в своей книге в некотором роде, я обсуждаю, как толпа может самоорганизоваться. Но в некоторых случаях, это может быть правдой. Некоторые переводческие сообщества они самоорганизуются. И, например, люди в Википедии они самоорганизованы достаточно в большей мере. Но вам необходимы очень хорошие менеджеры со стороны компании. И если вы думаете о примере, который я только что приводил о «увидь, клинки, исправь» — им нужно было управлять всеми этими жалобами. Муниципальные власти рассматривали все рекомендации, но SeeClickFix — это большая компания. И многие люди работают очень много, управляя всеми этими коммуникациями.

Таким образом, идея заключается в том, что толпа не всегда может самоорганизовываться. И мы должны думать об этом. То есть я предполагаю, что потребуется еще 10-15 лет до того, как мы истинно поймем, до такого, как краудсорсинг достигнет своего максимального потенциала. Сейчас это вот такой маленький младенец, ребенок, который только на начальном этапе своего роста.

В конце концов, он трансформирует многие индустрии. Он трансформирует политику, управление. Он приведет к более высокому уровню демократизации в обществе. Я верю, что это неизбежно. Но нам необходимо выяснить, каким образом это работает. Иногда это просто ужасающе и неудачные примеры. Спасибо.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА: Меня зовут Кристина. Прежде всего, спасибо за вашу лекцию. Это было гениально. И хочу сказать, несколько дней назад я слушала доклад мистера Грефа в Санкт-Петербурге. И он является последователем ваших идей и часть его отчета была о вас. И сейчас вопрос. Как я ощущаю, самая большая проблема нашего поколения, нашей реальности — это недостаток компетенции. То, что многие люди, которые не являются экспертами, делают что-то, чего они не знают по максимуму. И поэтому я боюсь, что успех краудсорсинга будет увеличивать эту тенденцию недостатка компетенции, недостатка экспертизы. И что вы можете сказать об этом? Боитесь ли вы этого? Что мы можем сделать в этом отношении, чтобы оценивать компетенцию как некий важный фактор?

ДЖЕФФ ХАУ: Ну, что я думаю. Ну, есть два пути, как можно к этому подойти. Один из низ касается краудсорсинга, другой не касается краудсорсинга. Потому что он касается нас как общества, не важно — русского сообщества, американского сообщества. И сколько ценностей мы вкладываем в знания, в концепцию познания. Если мы платим учителям меньше, и если мы платим больше продавцу, то тогда мы говорим, что знания стоят меньше, чем коммерция. Если мы увольняем людей более старшего возраста и более мудрых и приглашаем более дешевых и молодых работников, то это означает, что мы не уважаем мудрость старейшин. Таким образом, мы как общество должны принимать решения, какие ценности мы принимаем. И краудсорсинговая сторона этого вопроса. Принимая во внимание большое количество людей в определенном сообществе, в краудсорсинговом сообществе, конечно, ошибки они будут корректироваться. И эксперт придет, и решит, и исправит страницу в Википедии. Другой эксперт поучаствует в дискуссии на странице в Википедии. И он сказал, оставьте, это правильно, уберите, это не правильно. Он говорит, да это в 1800 таком-то году, не изменяйте это, потому что именно тогда он родился, это конкретный факт. И такие вещи происходят в краудсорсинге и экспертиза никуда не девается. Не просто потому что там какой-то один человек, который в лице эксперта, это старая модель, но по той причине, что некая группа людей вместе способна обнаруживать истину. И в конце-концов, этот некий процесс не происходит мгновенно, но процесс является как раз процесс поиска истинны. Но да, да, я беспокоюсь об этом. Это не значит, что не беспокоюсь об этом. Просто я... Я просто оптимист, в конце-концов. Спасибо.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА: Джефф, меня зовут Алекс. Большое спасибо вам за краудсорсинг. Судя по всему, как я понял, в России многие занимаются этим, только просто не знают об этом еще. Поэтому вопрос мой будет не очень серьезный. Поэтому надеюсь получить серьезный ответ. Попробуйте описать вот из вашего опыта типичного краудсорсера. Какой он? Спасибо

ДЖЕФФ ХАУ: Я могу сказать следующее. Это кто-то в онлайне. То есть мы пол-Земли уже исключаем из этого списка. Это некто, кто умеет читать, писать. То есть мы выкидываем еще 15-20%. Это некто с какими-то навыками в какой-то профессиональной среде, то есть очень часто этот человек, как минимум, обладает образованием средне-техническим, высшим образованием. Не всегда, но так. Также этот человек, у которого есть немного свободного времени. То есть те, о ком мы говорим, это вот самая богатая треть на нашем шарике. Ну, больше я не могу говорить, что это больше американцы, чем русские, или это больше русские, чем индусы, это больше китайцы, чем колумбийцы или бразильцы, потому что краудсорсинг так быстро распространился. Причина, почему я знаю об этом, я получаю письма от немцев, от бразильцев. Я езжу в Бразилию, Германию очень часто. Поэтому я знаю, что это как пожар распространяется. Но помимо этого, я думаю, что скорее всего, это более молодые люди. Как минимум, вначале это очень часто основывалось людьми, которым было 20-30. Но сейчас это уже не так. Это вот максимально точный ответ, максимально точное приближение, как я могу сказать. Спасибо.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА: Меня зовут Сергей. И у меня ответ на предыдущий вопрос по поводу компетенции и толпы напомнил мой собственный вопрос. Если вы говорите, что компетенция появляется в момент коллективного вот этого соединения разума, то видимо, высока вероятность такого механизма, как коллективного кредита. И я слышал о проектах, которые проводились в связи со спортивными соревнованиями, когда людям предлагалось угадать победителя того или иного, ну, там Евро или чемпионата мира или баскетбольных матчей. Потом эти проекты были, по-моему, свернуты. Вы не могли бы про это немножечко рассказать? Спасибо.

ДЖЕФФ ХАУ: Это очень интересная наука. Это называется предикативный краудсорсинг и базовая логика заключается в том... Если вы зададите кому-то вопрос, кто выиграет в президентской гонке и там очень близкий ответ. И вот недавние выборы в Греции или выборы между Ромни и Обамой. И люди говорили, ну, явно Обама выиграет, говорят люди. Потому что это может отобразить то, что или кто, например, выиграет... Даже еще лучше пример, кто выиграет Еврокубок. И они говорят, конечно, Испания, конечно, Испания. Потому что они испанцы, и они думают, что вот это то, что они должны сказать, после этого вот. Каким образом вероятность прогнозирования работает? Они говорят, что ваше предсказание будет стоить тебе $10. Но ты заработаешь, если ты выиграешь. Они говорят, ну, не говорите никому, что это сказал, но Германия лучше, чем Испания. Поэтому это будут немцы, говорят они. И когда вы добавляете что-то ценностное. Что-то что ценно для человека, вы создаете более высокую систему вероятности прогнозирования. Идея заключается в том, что если вы зададите вопрос 5000 человек, кто выиграет, например, в Еврокубке 2012 года, некоторые из них будут знать много о футболе. Некоторые будут смотреть все игры и они знают, как минимум один человек знает, что какой-то голкипер в Испании получил травму. Я не смотрю футбол, я не знаю его имени.

И поэтому этот человек он привнесет это знание и таким же образом работает рынок ценных бумаг. Кто-то знает, что какая-то компания обанкротится и они передают этот сигнал, это знание на рынок и рынок в конце-концов отображает это рыночными ценами. Это некая теория.

Но рынок вероятностного прогнозирования — всегда ли он работает? Ну, наука заключается в том, что они дают некий импульс, но не серьезный. Рынок вероятностного прогнозирования, да, может лучше прогнозировать выборы президентов. Потому что там очень простые импульсы, чем, если бы вы... У меня нет моих записей, к сожалению, Сергей. Но если вы заинтересованы в вероятности прогнозирования, Google, американская политика вероятностного прогнозирования, это в университете Айовы. Это знаменитый университет.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА: Знаете ли, политика — это та область, где каждый из нас принимает решение. И когда вы задаете людям вопрос, люди фактически репродуцируют это решение. То, что касается футбола, это лучший пример. Но я вижу, у нас осталось мало времени, таким образом, Google ответит мне.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Джефф. Джефф, я помню, что тебе нужно куда-то лететь или куда-то бежать. Есть у тебя время на пару вопросов еще? Да или нет?

Джефф Хау: Давайте еще один вопрос. Последний вопрос и все.

ВЕДУЩИЙ: Итак, последний вопрос. Даже не знаю, кого выбрать, потому что все хотят что-то спросить. Это потрясающая девушка здесь хочет спросить.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА: Здравствуй, Джефф. Меня зовут Наташа. Спасибо большое за этот потрясающий диалог с вами и за доклад, который вы дали нам и ответ на вопрос о краудсорсинге. Но, прежде всего, я хочу сказать, что в России мы очень долго занимаемся краудсорсингом. У нас есть старая пословица, что с миру по нитке — голову рубаха. Таким образом, в России мы делаем это веками. Итак, глобализация, знаете, вот мир он становится более-более взаимосвязанным. И хорошие и плохие вещи происходят очень часто. И предыдущий экономический кризис продемонстрировал это. Когда что-то происходит в одной части мира, это влияет на остальной мир. Таким образом, эта современная болезнь вот этой взаимосвязанности экономических проблем и этот новый универсальный инструмент, который был изобретен. И вы продемонстрировали нам, что он работает великолепно для маленьких проектов, как создать крутую футболку или картинку. Но не думаете ли вы, что возможно, каким-то образом, управлять через краудсорсинг решением больших проблем, например, как прогнозировать, например, как выборы в Греции? И может ли краудсорсинг решать более серьезные проблемы? Ну, в принципе, это все.

ДЖЕФФ ХАУ: Как вас звали, извините? Наташа. Очень хороший вопрос. И честный ответ: я не знаю. Вы абсолютно правы. Краудсорсинг. У меня есть некие идеи, некие мысли, но я бы не был журналистом, если бы я не выплевывал какую-то чушь. Знаете, многие люди думают, что они правы, когда они говорят о чем-то. Но я бы поспорил с тем фактом, что толпа может определить структуру протеина, который являлся камнем преткновения для поиска лечения СПИДа. Это серьезный вопрос, это очень серьезный вопрос. Настолько ли это велико для решения финансового кризиса в Европе, нет, пока не настолько великий феномен. Я не знаю, как сейчас ситуация выглядит. Я не знаю, какое решение краудсорсинг может предложить для этих проблем. И в конце-концов, мое общее понимание экономики, знаете ли может ли сказать Меркель, что ей нужно там что-то в Европе, какое-то решение предложить. И, конечно, я хотел бы увидеть, что это произойдет. Но можете ли вы сказать, давайте соберем группу глобальных экономистов в режиме онлайн и они каким-то структурированным путем выработают решение текущих проблем. Ну, я думаю, это можно сделать. И я думаю, такие усилия уже прикладываются, как я уже говорил. Я не думаю о том, какой будет краудсорсинг даже через год. Он уже растет более быстрыми темпами, чем я даже предсказываю. Но, я думаю, через 10-15 лет он достигнет серьезных масштабов. Это тот горизонт, который я вижу.

ВЕДУЩИЙ: Джефф, ранее я говорила вам, что это будет последний вопрос. Я лгала, нагло лгала. У нас есть очень быстрый вопрос к вам от модератора российской дискуссии. Потому что я сказала вам, что у нас также краудсорсинг в России происходит и мы планируем обсуждать семь правил краудсорсинга в рамках российской команды. Таким образом, Костя задаст вам вопрос сейчас.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА: Спасибо большое за потрясающую лекцию. У меня очень короткий вопрос для коротких ответов. Назовите, пожалуйста, 3-5 основных правил краудсорсингового проекта с вашей точки зрения?

ДЖЕФФ ХАУ: Конечно. Знаете, что я сделаю, я назову одно. Потому что я назову больше, то это разбавит ситуацию. И это в последней главе моей книги. Это самое важное правило. И я действительно-действительно хочу и фактически я дам вам его и затем я приведу пример, почему это правило является самым важным.

Ну, я упоминал это раньше. И я хочу сделать на этом ударение, не задавайте вопрос о том, что общество может делать для вас. Если вы в российской команде и вы хотите сделать это, не задавайте этот вопрос, что общество может сделать для меня. Прежде всего, спросите, что я могу сделать для сообщества.

И вот мой пример. В Америке наблюдение за птицами является очень популярным движением. Многие годы назад профессиональные орнитологи, люди, у которых докторские диссертации на исследование птиц, они осознали, что все вот эти ценные данные производятся любителями и мы имеем возможности получать эти данные. И отношение было такое. Знаете, вот как только возник интернет, они начали прикладывать усилия и создавать некие партнерства между любителями птиц, как мы говорим на английском, между любителями птиц и профессионалами. Но это были такие базовые взаимоотношения между ними. И затем они создали то, что назывался проект eBird, электронная птица. И вы увидите этот краудсорсинг, снова, и снова, и снова вы можете это увидеть. Мы позволяем вот этим маленьким любителям, мы позволим вот этим маленьким людям дать нам, реально важным крутым шишкам с докторскими и с корнельскими университетами, мы позволим им сказать нам, что они наблюдали среди птиц. И мы очень часто видим это наблюдение, например, в NASA с любителями астрономии. И когда вот это, знаете, взаимоотношение между любителями и профессионалами, профессионалы делают, что они как-будто делают некую уступку этим любителям за это сотрудничество.

И вот eBird существует уже первый год. И в течение первого года они собрали 150 тыс. единиц данных от любителей. Они сказали, о, это хорошо. Но мы знаем, что есть 10 млн таких хардкорных любителей птиц в Америке. Мы знаем, что мы только по поверхности царапаем, это верхушка айсберга. И они переизобрели eBird и он выглядит сейчас, как Facebook.

Идея была в следующем. Например, вместо того, чтобы птичники давали им информацию. Они говорят, мы дадим им сервис, инструмент настолько ценный для них. То есть они создали программу, которая была полной интересных функций, чтобы одни птичники могли общаться с другими птичниками, отправлять сообщения через eBird. Они могут использовать eBird для того, чтобы вести все свои записи. Потому что, если ты наблюдаешь, тебе нужно координаты GPS, они очень много путешествуют, и они создали потрясающие программные средства для птичников. В мае следующего года полтора миллиона почти единиц информации было собрано. Просто вот по причине того, что они поняли, мы сделаем так, что люди придут к нам.

Не нужно просить людей участвовать в чем-то, делать что-то для нас. Нужно дать им что-то. И поэтому это начинается с идеи давать подарки. Давайте и дастся вам. И поэтому вы даете, то и воздастся вам в том числе. Есть и другие правила. И знаете, вот в конце я привожу 10 заповедей краудсорсинга. Но вот это является самым важным, чем все 9 других.

ВЕДУЩИЙ: Итак, спасибо большое за вашу гениальную лекцию. И привет Анабель.

ДЖЕФФ ХАУ: Анабель, ты здесь? Я обещал ей, что она поприветствует вас.

ВЕДУЩИЙ: Она рядом? Пусть перед экраном скажет привет.

ДЖЕФФ ХАУ: Я попытался научить ее какому-то русскому слову, но у нее не получилось. Ну, в следующий раз, она стесняется.

ВЕДУЩИЙ: Итак, еще раз спасибо за вашу лекцию, за ваше время, за вашу энергетику, за вашу мысли. И я думаю, мы продолжим. Надеемся, увидеть вас в Москве. Добро пожаловать.

ДЖЕФФ ХАУ: Я хотел бы приехать. Увидимся.

контакты

119072, Москва, Берсеневская набережная, 6, стр.3

+7 (499) 963–31–10
+7 (985) 766–19–25
do@digitaloctober.com