Digital October

Fuckup Nights Moscow Лекции Fuckup Nights Moscow

Приглашаем вас для обсуждения наиболее ярких провалов и историй неудач

Sketchfest EXPO 2016 Выставка Sketchfest EXPO 2016

первая выставка скетчеров, мастер-классы и новогодний арт-маркет!

Know More: Как открыть свой бар, кафе, ресторан и сделать его успешным? Интенсив Know More: Как открыть свой бар, кафе, ресторан и сделать его успешным?

интенсив от Даниила Гольдмана

Лекция Дэвида Карузо. Возлюби работника своего

9 апреля 2012

9 апреля в Digital October с лекцией выступил профессор кафедры психологии Йельского университета Дэвид Карузо. Он рассказал о своей концепции эмоционального интеллекта, которую применительно к бизнесу кратко можно изложить следующим образом: чтобы компания была успешной, ее сотрудники должны отличаться не только умом и сообразительностью, но и положительными эмоциями и социальным поведением. По мнению Карузо, чувствительные филантропы имеют лучшие перспективы в бизнесе, чем холодные, склонные к мизантропии последователи метода «жесткой руки».

ДЭВИД КАРУЗО: Спасибо, за проявленный вами интерес. Ваши эмоциональное состояние мы отметим и оценим в ближайшее время. Хочу сразу поблагодарить своих коллег – Майера, Саловея, КТК - московскую аудиторию, которая сейчас есть в аудитории, и, именно эти ребята, переводили наши тесты на русский язык. И, конечно, хочу поблагодарить Digital October за приглашение перед вами выступить.

Вы спросили, как я себя чувствую? Могу сказать, что прекрасно. С точки зрения эмоционального интеллекта это достаточно неинтересный вопрос. Я хочу вам задать этот вопрос, как вы себя ощущаете? Прежде, чем вы ответите на этот вопрос, хочу предложить вам несколько возможных вариантов ответов. Хочу, чтобы вы сначала оценили свое настроение по шкале от 0 до 10, где 0 соответствует очень подавленному настроению, а 10, наоборот, соответствует крайне приподнятому настроению. Параллельно хочу, чтобы вы оценили свой энергетический уровень. 0 означает, что вы практически заснули, 10 – это уровень максимальный. Вот по этим двум осям оцените себя в данный момент времени. Решили? Определились?

Теперь поднимите руку, если вы попали в группу А, т.е. вы в прекрасном настроении и брызжете энергией. Я вас, может быть, не всех увижу, но вы можете поднять руку и осмотреться, много ли вас таких? Ага, теперь B поднимите руку, т.е. у вас все хорошо, но с энергетикой не густо. Хорошо! С теперь поднимите руку – настроение не очень и энергетика слабовата. Много ли вас таких? И, наконец, D – настроение отвратительное, но энергии хоть отбавляй. Я надеюсь, что не очень много сейчас рук будут поднято на последний вопрос.

Ну что же, на первый мой вопрос, как вы себя ощущаете, вы ответили. С другой стороны вы могли сказать, а какая разница? На самом деле разница есть. Эмоции очень сильно влияют на то, как мы воспринимаем окружающие нас события, на то, как мы думаем и на то, о чем мы будем думать. Если вы попали в правую часть нашего графика – часть, соответствующую положительным эмоциям, вы, скорее всего, по ходу нашей лекции будете задумываться, о том, что я говорю, будете находить для себя что-то вдохновляющее и интересное. Если вы попали в левую часть – вы, скорее всего, отнесетесь со скепсисом и мистицизмом, будете искать практические ошибки, а если у вас еще и энергии много, то вы, скорее всего, будете исходить из позиции, что это все абсурд, бред сивой кобылы в темную ночь и пустая трата вашего времени.

Есть еще одна к вам просьба. Я вас, конечно же, попрошу управлять своими эмоциями. Я не прошу вас, чтобы вы были полны энергией, но мне хочется, чтобы вы постарались, по возможности, получить удовольствие от той беседы, которая произойдет здесь, сейчас, у нас с вами, которую потом вы будете продолжать с российскими экспертами. Для этого предлагаю вдохнуть глубоко и медленно, не торопясь, выдохнуть. Дальше предлагаю всем встать, поднимитесь на секундочку. Чисто из уважении к лектору, если вам не трудно, привстаньте на секундочку. Спасибо большое. Я этого не делаю потому, что вам меня видно не будет. Теперь спокойно сели, пожалуйста.

По ходу нашего выступления, вы можете кое-что записывать, глядишь, может быть, будет не бесполезно. Вам может быть полезно, а самое главное, вам поможет это сконцентрировать внимание на том, что я буду говорить. Я, кстати говоря, отключил мобильный телефон и даже вышел из почтового клиента. Я отключил звук на стационарном телефоне, закрыл дверь в кабинет, задернул шторы и выставил, кстати, табличку «Я на телеконференции, не беспокоить». Я буду рассчитывать на то, что вы будете справляться со своими эмоциями, прошу прощения, и сможете сосредоточить свое внимание на содержательной части моего выступления.

Говорю все это, потому что частично успех сегодняшнего мероприятия зависит от меня, но не в меньшей степени он зависит и от вас. Не знаю, как у вас, а у нас в США всегда учат тому, что эмоции – это хаос, поэтому эмоции нужно оставлять перед входом в школу. Так у нас учат детей. Короче говоря, не берите с собой эмоции в школу.

Можно, конечно, по другому подойти к этому вопросу и предположить, что эмоции выполняют конкретную функцию, эмоции не являются чем-то вредным, эмоции легко стимулировать, они включаются, они на многое влияют, они помогают нам адаптироваться и влияют на определенные модели поведения. Представляется, что наши эмоции могут быть для нас хорошим союзником. Вот я что-то в вас бросил, может быть бумажку, кто-то отпрянул в ужасе. Вот смотрите, бросил в вашем направлении бумажку, кто-то, повторяю, отпрянул в ужасе. Может быть, кто-то из вас выглядел вот так вот. Что это за эмоция? Вы ее узнали? Был бы микрофон, вы могли бы ответить.

Это, понятное дело, удивление. В вас бросили чем-то, естественная реакция – удивление. На самом деле, у этой реакции есть 3 отличительных признака. Во-первых, расширяются зрачки. Почему это удобно? Зрачки расширяются постольку, поскольку вам нужно срочно действовать. С чем это связано? Он же американец, у них вообще все так делают, они же вообще наглые все, долбанутые. Рот открывается автоматически, причем достаточно широко. Мало того, что открывается рот, причем обычно вы делаете это не на выдохе, а на вдохе. То ли вы готовитесь убежать, то ли вы готовитесь крикнуть что-нибудь, мол, спасайся, кто может, он начинает в нас бросаться чем-то. Это все очень полезные симптомы. Плюс к этому, вы можете поднять руки перед лицом, чтобы защититься.

Наши эмоциональные реакции играют очень полезную функцию. Предположим, вы большие начальники, скажем топ-менеджеры, склонные к анализу и считаете, что эмоции не имеют никакой пользы. Сидите с каменным выражением лица и вас что-то летит. Вы думаете, что это такое? Оно летит ко мне, интересно, попадет ли оно в меня? Нормальный математик рассчитает формулу и придет к выводу, что вот эта бумажка, с вероятностью 70%, до меня не долетит. Так к решению этой задачки подошли бы профессионалы-аналитики. С другой стороны, пока вы думаете, бумажка до вас, скорее всего, уже долетит.

Эмоции выполняют конкретную функцию. Они не бесполезны. Я задействовал вашу эмоциональную реакцию, я вас сбил с той мысли, о которой вы думали, обеспечил себе ваше внимание. Если бы у меня была не бумажка в руке, а булыжник, то вы, скорее всего, активнее отреагировали бы на мою выходку.

Эмоциональные реакции достаточно интересны и актуальны по своей сути. Больше того, отсутствие эмоций, отсутствие чувств может не дать нам принять рациональные решения. Здесь хочется остановиться на работе некоего Дамасио, который утверждает, что без эмоций мы не могли бы вообще принимать рациональные решения. Это в коне противоречит тому, чему нас учат.

Дело в том, что эмоции всегда содержат определенные данные, определенную информацию в себе. Вот, например, вы видите определенный эмоциональный рисунок, вы сразу видите, то ли являюсь я для вас угрозой, то ли нет. Если я широко улыбаюсь, наверняка вы решите, что я скорее друг. Наверняка, вы скажете, что вы американцы знаете о нашей русской, китайской, испанской и т.д. культуре. На самом деле эмоции носят универсальный характер. Больше того, если вы в зоопарке встретите животное с таким выражением лица, вы подойдете к такому животному или нет? Особенно если быть не в зоопарке, а на улице. Собственно, если с вами все нормально, с инстинктом самосохранения, вы перейдете на другую сторону улицы. А вот эту собаку будете бояться? Какая эмоция написана у нее на морде? Это может быть и счастье и готовность играть, но в любом случае это признание собственного приниженного положения в сравнении с вами, т.е. бояться этой собаки нет ни какого смысла.

Мы узнаем эти эмоции в животных и мы без проблем узнаем эти эмоции в любой человеческой культуре. В этом прелесть эмоций, они универсальны. Они одинаково работают во всех культурах. Мы испытываем счастье, когда ощущаем что-то ценное и, наоборот, чувствуем себя несчастными, когда теряем что-то важное. Откуда взялась вся эта концепция, кто придумал эмоциональный интеллект? Я думаю, что многие из ваз с этим термином познакомились благодаря книжке, опубликованной в 1995 году Дэниелом Голдманом. Наверное, вы не знаете при этом, что впервые теория эмоционального интеллекта была предложена в 1990 году Джеком Майером и Питером Саловеем.

Вот эти два джентльмена опубликовали книжку, написали несколько статей, выступили на конференции, но дальше они встретились с журналистом, которому очень понравилась их идея, и он ее красиво изложил в своей книжке 1995 года. Его книжка разошлась многомиллионными тиражами и именно благодаря ей большинство людей с этими концепциями познакомились. Если бы не его книга, вас бы здесь сегодня, наверное, не было. В общем, Саловей и Майер продолжали свою работу, совершенствовали свои теории и еще через несколько лет они в соавторстве со мной написали еще одну книгу, которая по-английски называется «Ability Model», которая ориентирована на топ-менеджеров. Дэниел Голдман популяризировал эту концепцию, и пополнил количество других идей в этой же области, какие-то модели, какие-то тесты.

Мы предложили свою модель эмоционального интеллекта, модель способностей, новых и увлекательных. О каких способностях здесь идет речь? Это в первую очередь способности восприятия постольку, поскольку эмоции содержат информацию о нас, о других людях и об окружающем нас мире. Я часто говорю, что эмоции – это вид данных, именно поэтому так важно точно определять, что испытываем мы и что испытывают люди. Наши эмоции определяют наши мыслительные, когнитивные процессы. В плохом настроении мы мыслим совсем по-другому, не так, как в хорошем настроении.

Именно поэтому, я просил вас расслабиться, настроиться на какую-то позитивную волну. Для того чтобы вы были более восприимчивы. Нужно уметь использовать эмоции для того, чтобы стимулировать мышление. Если вы понимаете эмоции, вы сможете далее прогнозировать реакцию других людей. Бывало у вас так, наверное, когда-нибудь, что вы говорите: «никогда, ни в коем случае не говорите этого своему начальнику. Почему – потому, что он этого не переживет». Это хороший пример того, что есть люди, прекрасно понимающие эмоции, прекрасно понимающие других людей. Наконец, 4-й вид важных навыков – это навыки управления эмоциями. С одной стороны, вам нужно быть открытыми к эмоциям, чтобы понимать ситуацию со всех сторон, с другой стороны нужно уметь воздействовать и на себя и на других людей для того, чтобы эти эмоции задействовать наилучшим образом. Я вас просил выполнить несколько несложных упражнений, которые должны были вам помочь настроиться на более положительную волну.

Вот так мы с вами обсудили основные способности. Мне, кстати, очень нравится эта картинка. Подпись к ней гласит «Наиболее важно то, как ты сам себя воспринимаешь». На самом деле есть 3 более качественных способа измерения эмоционального интеллекта. Первый – самостоятельная оценка. 80% людей считают себя умнее среднего. Еще может быть 360-градусная оценка, когда вы оцениваете других людей, они оценивают вас, вы оцениваете себя. Наконец третий вид оценки это уже определенные тесты. В рамках нашего теста MSCEIT - это тест эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо. Постольку поскольку мы считаем, что эмоции можно трактовать однозначно, в этом есть правильные и не правильные ответы, он достаточно эффективен. КТК уже перевела его на русский язык, за что мы ей очень благодарны.

Показываем вам лицо и спрашиваем, какие вы видите здесь на этом лице эмоции? И вот видите, есть несколько шкал. Нам нужно оценить, насколько печален этот человек, насколько счастлив или озлоблен. Дальше у вас есть 3 варианта ответа – совсем не соответствует, возможно, эта эмоция есть, эта есть наверняка. Достаточно сложный был тест, который вы сейчас видели. Интересно, что результаты этого теста обычно для людей становятся совершенным сюрпризом. Корреляция между собственной оценкой навыков человеком и оценкой, которой он получает по результатам теста, оказывается очень небольшой. Это логично. Если я плохо разбираюсь в ваших эмоциях, я не буду обращать внимание на то, что у вас на лице написано, что вам скучно, что вы отворачиваетесь. Меня потом спросят, как прошла беседа, я скажу «Да, все было здорово, всем понравилось, все было очень хорошо и вообще, они решили, что я хороший». А все почему? Потому, что я не смог считать вашу реакцию, я не увидел на ваших лицах скуку, несогласие, разочарование все остальное.

У нас ушли годы для того, чтобы разработать качественную методику обратной связи. Ну что же? Эмоциональный интеллект можно оценить, измерить. Как вы думаете, что будет наиболее важным предиктором успеха? Что будет наиболее надежным? Вы можете сказать IQ. Вы наверняка читали что-нибудь совершенно другое. Вряд ли автор так всерьез написал. Наверное, ошибка перевода. На самом деле многие писали, что успех в жизни во многом коррелирует с коэффициентом интеллектуального развития.

На самом деле во многих компаниях у многих людей с головой, с мозгами все в порядке, но не все добиваются успеха. Т.е. лучше быть умным, чем идиотом, но этого не достаточно. Был интересный опрос проведен. 250 топ-менеджеров по IT спросили, что больше всего определяет успех лидера? Какого лидера можно считать, действительно, выдающимся? Вот смотрите, какие ответы мы получили: видение, мотивация, способность к эмпатии, причем, никаких подсказок мы людям не давали, это они сами все придумали.

Google проводит очень детальные исследования на тему успеха и успешности. Вас может быть удивит то, что при подборе новых сотрудников Google, конечно же, интересуется техническими знаниями и навыками человека, но по приоритетности это пункт № 8. Короче говоря, интеллект важен, однако нельзя просто взять на работу умников и думать, что все получится.

Согласно нашему тесту, умники, если вы берете их на работу, с высоким эмоциональным интеллектом, они развязывают меньшее количество конфликтов, меньше склонны к вандализму, проявляют большую склонность к социальному поведению. Если же речь идет о каких-то руководителях, лидерах, они лучше сплачиваю вокруг себя персонал, обеспечивают более быстрый выход на плановые результаты, лучше формируют видение и доносят его до персонала.

Один мой коллега спросил одного знакомого генерального директора, мол, кого бы вы взяли с собой на следующее место работы, если бы вы ушли сегодня. Генеральный директор выбирает 10 человек. Поскольку мы знали компанию, выяснилось, что все 10 человек, которых он выбрал, имели наивысший уровень эмоционального интеллекта в компании.

Еще одно исследование, австралийское по происхождению. Эмоциональный интеллект в значительной степени (цифры показывают уровень корреляции) предсказывает достижения менеджера в не очень большой степени, как видите, 0,26 коэффициент корреляции, но в гораздо большей степени предсказывает не столько что, сколько как. Т.е. каким образом будет работать руководитель.

В конце концов, все мы знаем руководителей, которые достигают своей цели, идя по трупам. С другой стороны, есть руководители, на которых все хотят работать. Это, по-моему, прекрасная иллюстрация важности эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект важен и потому, что у харизматичных лидеров есть такая возможность заражать своими эмоциями других людей. Высокий эмоциональный интеллект обеспечивает большую лояльность персонала, обеспечивает большую вовлеченность. Именно поэтому мы так активно работаем с разными компаниями, понимая, что нужно учить лидеров вести за собой персонал, вести за собой компании, используя эмоциональные инструменты. Конечно, на это обучение уходит какое-то время. Где-то можно групповыми инструментами обучения пользоваться, где-то, наоборот, нужны сессии один на один.

Первым делом, мы учим людей распознавать чужие эмоции. Речь идет о микровыражениях лица, как в сериале «Теория лжи». Мы учим людей, как контролировать свои эмоции, как выражать свои эмоции. Пожалуйста, повернитесь к своему коллеге справа или сзади и выразите какую-нибудь хорошую эмоцию – радость, счастье. К соседу повернитесь, независимо от того, где он у вас находится, что-нибудь позитивное ему пошлите. Может быть, если человек вам не знаком, вы будете чувствовать себя неуверенно, но если вы хотите стать эмоциональным лидером, надо практиковаться.

Я полагаю, что вы все улыбались. Нужно сказать, что каждый раз, когда человек улыбается, у него поднимается настроение. Кстати говоря, это заодно поможет больше включиться в то, что я рассказываю. Точно так же мы и учим своих коллег читать эмоции. По-вашему, это настоящая или искусственная улыбка? Подумайте, присмотритесь хорошенько. У молодых матерей есть преимущество, конечно. Вот здесь вроде улыбка, совершенно нормальная. Поднимите руку, если считаете, что это настоящая, неподдельная улыбка. Посмотрите, сколько вас так считает. Поднимите руки, кто считает, что это искусственная, ненастоящая улыбка. Хотя смотрите, вроде как однозначная улыбка. Мы всегда учим руководителей смотреть очень внимательно. Вот, посмотрите теперь на глаза и все будет понятно.

Настоящее выражение счастья, радости, удовлетворения будет не только в улыбке, но и в глазах. Если в глазах нет, значит, нет и на деле. На самом деле, даже законченных аналитиков можно этому научить, а это важно постольку, поскольку одними словами людей не замотивируешь.

Мы учим людей пользоваться эмоциями. Это нужно для того, чтобы вдохновлять других людей. Какие здесь есть приемы? Может, с неделю назад я был в одной бизнес-школе, встречался со студентами и мы, как раз, обсуждали воздействие эмоционального настроя на мышление человека. Как раз говорили, что вот, вы закончите свою бизнес-школу, станете большими руководителями и вам нужно будет хорошо понимать, где в этой системе координат в каждый момент времени будут оказываться ваши подчиненные. Если люди расстроены, опечалены, энергетика на нуле, что же, в этом состоянии полезно выверять документы. Проверять, все ли у нас правильно в нашей отчетности. Если видите, что люди полны энергии и брызжут радостью, что же, в этом поведении лучше всего проводить мозговой штурм.

У нас по-другому, у нас в компании все очень четко, расставлены задачи. Мы вот сегодня должны обязательно обсудить вот эту тему, но если вы видите, что люди у вас опечалены и батарейка у них на нуле, а вам нужно проводить мозговой штурм, значит, вам нужно что-то сделать со своим персоналом, чтобы перевести его из одного состояния в другое. Что же делать? Вы можете, во-первых, предложить всем подняться, глубоко вдохнуть, медленно выдохнуть, настроиться, собраться. Да, была не простая неделя, ребята, но я уверен, у вас есть клевые идеи.

Если вы фанат, если вы хорошо увлекаетесь спортом, вы будете понимать, что именно так тренер будет разговаривать с командой, которая проиграла последний матч, летела 15 часов самолетом, и тут нужно снова настраиваться на игру.

Все эмоции могут быть положительными или вредными. Полезно помнить, что позитивный настрой руководителя приводит к более качественной координации в работе и, соответственно, меньшим трудозатратам. В чем тогда будет состоять ваша задача как руководителя или члена рабочей группы? В первую очередь она будет состоять в том, что вы должны помнить, что все, что вы говорите, все ваши действия, так или иначе, влияют на настроение вашей группы и эффективность ее работы. Это в первую очередь касается руководителя.

Что же, мы с вами 2 вида способностей обсудили, давайте перейдем к третьему. Речь пойдет о понимании эмоций. Такое упражнение я обычно предлагаю своим слушателям. У каждой эмоции есть какая-то фундаментальная причина. Причина может быть фундаментальной лично для вас. Скажем, люди чувствуют себя веселее, когда что-то получают ценное. Прислушайтесь к этой музыке ненадолго. Вряд ли вы впервые услышали песню Beatles «I want to hold your hand». Кому-то из вас этот трек навевает печальные ассоциации, кому-то, наоборот, хорошие. У меня скорее печальные, потому что я сразу вспоминаю, как в молодости пригласил красивую девушку танцевать и мне отказали, поэтому у меня негативные ассоциации, связанные с песней.

Мы очень часто просим руководителей заполнить такую табличку и написать, что вызывает у них те или иные эмоции. Но обращаю ваше внимание на следующую колонку, которая по-английски называется «Other». Туда вы пишите стимулы, триггеры различных эмоциональных реакций вашего руководителя или члена вашей рабочей группы. Этот график интересен постольку, поскольку показывает, что на то чтобы свои эмоции скрывать требуется достаточно большие усилия. Чем больше вы подавляете в себе эмоции, тем меньше информации вы будете запоминать, просто потому, что силы уходят на сохранение непроницаемого фасада.

Есть ситуации, в которых такой фасад нужен, но это достаточно затратный режим функционирования. Это важно помнить. Мы, поэтому, часто учим своих клиентов тому, что есть несколько видов стратегий поведения. Есть предупреждающая стратегия. Скажем, если вы регулярно ходите на встречи, на которых вас регулярно выводят из себя. Что вы можете сделать? Послать кого-то вместо себя. С другой стороны могут быть стратегии реагирования. Вас вывели, если вы все же пошли. Что вы можете сделать? Досчитать до трех, медленно выдохнуть, вместо того, чтобы сразу бросаться с кулаками на хулигана и спокойно написать, как я ненавижу этого урода, но молча сделать это.

Вы можете пользоваться какими-то механизмами социальной поддержки. Здесь у девочек всегда преимущество по сравнению с мальчиками. Опять же в США в основном женщины пользуются этими приемами, хотя они должны работать и для мужчин.

Наконец, 4-й набор навыков, связанный с управлением эмоциями. Применительно к каждому виду эмоций мы задаемся 4-мя вопросами. Какие эмоции вы и другие люди испытывают? Как они влияют на принимаемые вами решения, и как вы можете управлять своими эмоциями и эмоциями других людей?

К каким приходим выводам? Во-первых, к тому, что эмоции содержат информацию. Эмоциями наполнена жизнь вашей организации, поэтому вы руководитель, психолог, директор, родитель, друг и т.д. Вы можете, конечно, игнорировать эмоции, но они от этого никуда не денутся, поэтому лучше научиться с ними справляться, ими управлять.

В заключение своей короткой части нашего вечера хочу сказать, что я очень надеюсь, что мы с вами закончим наш вечер в правой части нашего графика. Давайте вы еще раз привстанете, если вам не трудно, чисто из уважения к лектору. Спасибо большое. Спасибо, что вы слушали меня сегодня.

контакты

119072, Москва, Берсеневская набережная, 6, стр.3

+7 (499) 963–31–10
+7 (985) 766–19–25
do@digitaloctober.com