Digital October

AR/VR Gamedev Moscow Конференция AR/VR Gamedev Moscow

конференция-выставка по использованию технологий дополненной

Андрей Скворцов: публичные выступления «по Станиславскому»

Important
25 апреля 2013, 19:30 мастер-класс

трансляция мероприятия

25 апреля в центре Digital October Андрей Скворцов провел открытый мастер-класс «Мастерство публичных выступлений: услышал и поверил». Ведущий НТВ, обладатель международных ТВ-наград и совладелец компании-производителя мультимедиа контента «Меркатор» объяснил, как вовлечь слушателей, и поделился практическими приемами, которые он почерпнул из знаменитой системы Станиславского.

Андрей Скворцов

Директор и совладелец студии видеоинфографики и презентационного кино «Меркатор», курирует проекты «Россия в цифрах» («Россия-24»), «Москва в цифрах» («Москва-24») и службу инфографики на «Россия-1». Автор и соавтор презентационных фильмов для Orange, PWC, «Лаборатории Касперского», «Ростелекома», «Сбербанка», «Газпрома» и др. Обладатель золотой медали Нью-Йоркского фестиваля рекламы, финалист «2013 NYF TV & Film Awards» в номинации «Корреспондент информационно-развлекательного жанра». Ведущий «Погоды на НТВ» и программы «Откровенный PR» на телеканале ПроБизнес. Выпускник Гарвардской школы бизнеса и программы MBA бизнес-школы AIBEc.

 

«Раз мы собрались в Digital October, для затравки я немного поговорю о технологическом предпринимательстве. У меня есть знакомая – а у нее есть стартап. И как-то она попросила меня проконсультировать ее насчет видеоролика, который бы объяснял, что они делают».

«Она говорит: «Мы занимаемся фильтрацией, систематизацией и агрегацией разнообразной информации». Все поняли, нет? Я вот тоже попросил ее объяснить как-то проще, пример привести. А она говорит: «У меня нет примера».

 

Это же печально, когда люди не могут рассказать о любимом деле, о действительно интересном проекте».

 

«Еще лет 10 назад я сам не умел выступать совершенно – помню, меня позвали на круглый стол, я честно готовился, но… Когда подошла моя очередь говорить, я не выдержал напряжения, просто встал и ушел. Даже вспоминать страшно».

«Сегодня у меня за плечами полторы тысячи эфиров. Это на самом деле не очень много по телевизионным меркам, но именно благодаря тому, что три года назад я стал ведущим прогноза погоды на НТВ, я стал заниматься с театральными преподавателями. Вижу скепсис – и постараюсь вас переубедить. История была следующей».

«Есть такой «первый закон Познера»: если кого угодно показывать регулярно на федеральном канале, он станет знаменитым. Но в моем случае прошло два, три, четыре месяца, но меня на улице никто не узнавал. А что еще хуже, даже в сети никто не написал о появлении нового ведущего».

«Тогда я «сдался» преподавателям актерского мастерства.

И через месяц был эффект – первый отзыв в сети. Я его наизусть помню.

 

Текст был такой: «Уберите психопата из эфира».

«Как это случилось? Мой преподаватель, Валентин Васильевич Тепляков – профессор, блестящий режиссер, 20 лет проработавший деканом актерского факультета ГИТИСа, – посмотрев мои первые выпуски, спросил: «Андрей, а насколько тебе действительно важно, что ты рассказываешь? Вот представь: твоя жена в квартире одна, она оставила газ включенным. И у тебя есть только 30 секунд, чтобы через эфир связаться с ней, предупредить и успокоить ее».

«Через две недели я пришел в студию, а тогда как раз мощный шторм шел на Дальний Восток. И я чуть ли не кричал в эфире: «Вас всех завалит снегом!» Так и появился тот отзыв».

«Да, я совершил ошибку, потому что тогда действовал топорно. Но знаете, теперь я вижу, что если я знаю, зачем я выхожу в кадр и почему хочу донести людям именно эту информацию, то это вовлекает зрителей».

«Об этом ведь, в принципе, все говорят, но мало кто думает, когда доходит до дела. Я о миссии. Если какая-то часть вашей речи не работает на миссию – выкиньте эту часть. И раз уж мы заговорили об этом, давайте обсудим...

Структуру выступления

«Еще Станиславский говорил, что если пьеса плохая, то даже самые блестящие актеры ее на сыграют. Поэтому самое важное в структуре – это внутренняя драматургия, некий, если хотите, конфликт».

«Вот вам пример: мы в «Меркаторе» делали фильм для «Сбербанка» (а в этом плане фильм – аналог выступления), который должен был рассказать, как организация меняется к лучшему. Вы понимаете, задача сложная».

«И нам нужно было найти прием, как донести этот посыл так, чтобы нас не закидали помидорами. Мы начали с критики: начать с проблемы – это всегда интересно для зрителя и слушателя. А следом показали экспертов, на эту критику отвечающих».

 

«Знаете конференцию TED? Если взять самые просматриваемые выступления, то окажется, что рассказ о проблеме в них занимает от 1/3 до 2/3 всего времени.

 

Потому что психология людей такова, что им интересно слушать именно об этом».

Содержание

«Чего никогда не надо делать – так это говорить общих слов. Приведу еще пример из практики «Меркатора». У нас есть клиент Vimetco, это алюминиевая компания, которая выходила на новые рынки и хотела объяснить инвесторам, как она заботится об экологии».

«Мы могли просто сказать в видео: «В стратегии развития Vimetco поддержка экологических программ прописана отдельным пунктом». Вы бы поверили? Людей раздражает банальность; к тому же, общие слова все имеют полное право понимать по-разному.

 

Если вы не объясняете сути, у людей создастся ощущение, что вы врете».

 

«Понимая это, мы стали искать для Vimetco конкретику. Поехали в Сьерра-Лионе, где у компании находятся рудники для добычи сырья, и сами видели, что территорию, которую они выкупили у местных общин, они восстанавливают и возвращают обратно безвозмездно. И если они так поступают в бедной стране, где недавно закончилась гражданская война, то, наверное, они столь же ответственно работают в Китае и Европе».

 

Подача

«Итак, вернемся к тому, с чего я начал рассказ. Да простят меня великие и сам Константин Сергеевич, который очень не любил толкователей, но я постараюсь вкратце изложить вам систему Станиславского. Конечно, там сотни нюансов. Я остановлюсь на том, что называется «действием».

«Когда я первый раз пришел к своему преподавателю, он сказал мне, что я не понимаю, о чем говорю в эфире. Я отвечаю: «Извините, я метеоролог по образованию, да и вообще чего там понимать – в Волгограде +15, в Москве +10».

«Это к вопросу общих слов, кстати. На самом деле я уже знал, о чем он – если я был просто «говорящим градусником», то кому я вообще нужен в телевизоре».

«Тогда он и рассказал мне о том, что такое «действие». Это значит – удивить, обрадовать, предупредить о чем-то, успокоить, напугать. Даже если слушатель не удивится, он поймет, что вы для него стараетесь, что вам, в общем-то, не все равно.

 

Но здесь вы столкнетесь с выбором: если вы никого не раздражаете – вы, наверное, «никакой».

 

«Для всех нельзя быть классным: либо вас никто не заметит и ничего не запомнит, либо вы «зажжете», но не всем это понравится. А чтобы у вас это получилось, есть несколько технических приемов».

«Например, концентрация на задаче. На НТВ у нас есть такой формат – выпуски погоды с улицы; не просто с улицы, а, например, с байкерского слета, был у меня такой опыт. И вот мы выходим в эфир, а люди вокруг начинают мешать – и я напрочь забыл текст. На следующий раз я вызубрил текст, но вновь все повторилось. Именно тогда и произошел тот мой разговор с В.В. Тепляковым, когда он привел пример с газом и женой. И знаете что – сегодня я спокойно работаю даже без суфлера».

«Еще один прием – диалог с аудиторией. Это умение время от времени выбирать конкретного человека в зале, говорить что-то именно ему и считывать обратную связь. Кстати, пока вы будете говорить с кем-то одним, все остальные тоже будут слушать – им будет интересно».

«А теперь давайте поговорим о естественности.

 

Сравните выступления Стива Джобса, когда ему было 25 и 45:

 

в первом случае это кто-то, кто использует набор штампов, во втором – это совсем другой человек. Думаю, он этому учился, хотя и опыт никто не отменял».

«Знаете, говорить «будь естественным» человеку, которому нужно выступить перед пятью сотнями незнакомых людей… Быть естественным в такой ситуации для многих – это максимум не быть дураком. Отсюда-то часто возникают штампы в поведении ораторов».

«Есть такой прием, который помогает их избежать. Он называется «видеть картинки». Когда вы выбираете истории, которые будете рассказывать людям, оставьте те, которые можете себе живо представить. Это трудно, увидеть картинку, когда стоишь перед толпой».

«Вспоминать, проживать, проигрывать свои истории – острые, чтоб они по-настоящему трогали – это метод погружения и эмоционального проживания материала. Если вы хотите по-настоящему классно выступать и увлекать не только содержанием, то без эмоций не обойтись. Это рискованно, но

 

есть и «Второй закон Познера»: все жанры хороши, кроме скучного».

 

В марте 2012 года Андрей Скворцов провел в нашем центре блестящий мастер-класс, посвященный инфографике. Узнать о том выступлении подробнее вы можете по ссылке.

Digital October

контакты

119072, Москва, Берсеневская набережная, 6, стр.3

+7 (499) 963–31–10
+7 (985) 766–19–25
do@digitaloctober.com